Рассказ о настоящем Профессионале , с большой буквы .
Конец 80-х годов страна под названием Советский Союз трещала по всем швам : вроде ещё и социализм был , но капитализм наступал по всем направлениям .
В то время я работал на КрАЗе 256 Б1С
в автобазе которая обслуживала строительство ГРЭС в Забайкалье . С техникой тогда были проблемы и машины наши иногда отправляли на работу в сторонние организации , вот и я уже два месяца работал на станции Мирная
на строительстве маленького кирпичного заводика , Строили его вахтовики с Украины ,начальником объекта был местный армянин по имени Володя , а управление находилось в Чите .
КрАЗ мой был поистине универсальной машиной : возил я на нём песок ,ПГС, грунт , Блоки ФБС , бочки с соляркой , трубы , запчасти , пару раз даже таскал трал с экскаватором и бульдозером , а ещё возил начальника Володю по его делам , а чем не персональный автомобиль?))
Как то утром Володя мне и говорит :
-Выбил я в управлении трактор гусеничный ДТ-75 ! А то побираюсь у других , теперь будет свой , но надо его забрать с участка в посёлке Новоширокинский . Я заявку составлю для автобазы , отвезёшь её , тебе командировку выпишут , ну как положено . И поедешь за трактором . -Поеду конечно , а далеко это ?
-Чуть больше трёхсот километров . Да завтра поездом приезжает из Читы механик к нам с проверкой , ну вот он с тобой и поедет , сам трактор проверит , примет и организует погрузку . А ДТ-75 влезет в кузов КрАЗа ?
-Конечно . Поеду я тогда в автобазу приготовлюсь .
-Конечно , завтра утром жду тебя ...
В автобазе отдал заявку начальнику колонны и пошёл готовиться к "дальнему" рейсу )) , ну а что , дальше города Борзи я на КрАЗе ещё не ездил , а тут целых триста вёрст в один конец ! Шутка ли !)).
Первым делом набрал полный огнетушитель масла , сходил к вулканизаторщику и выпросил у него ещё пару камер в запас (две у меня висели за кабиной на "калымбаке" . Трос есть , запасная покрышка тоже есть (на козырьке кузова прикручена) . Запасные крестовины , ступичные подшипники , шланги ,трубки тоже , лежат в ящике под пассажирской сидушкой . Ага надо топливные фильтра взять про запас на складе . Ну вроде всё . Помыл кабину снаружи и убрался внутри , ну всё машина готова . Дома мама собрала мне в рюкзак "паёк " : четыре банки тушёнки , четыре банки каши , галеты , сало,лук и буханку хлеба .
А отец дал во временное пользование десятилитровую алюминиевую канистру под воду и выделил сверх положенной нормы три пачки папирос "Любительские" из своей заначки , такая была отрава эти папиросы : табак был не понять какой , но за то чётко можно было различить бумагу и не только визуально но и по запаху дыма , но в то время и такие папиросы были в радость курильщикам ...
Утром взял путёвку , командировочное ,заправил полные баки и через час был в Мирной .
По территории кирпичного заводика ходил мужчина лет за пятьдесят в костюме и даже при галстуке (редкий аксессуар для тех мест) ,
его сопровождал Володя . - Ну вот и КрАЗ , знакомьтесь это Игорь он и поедет.
- Иван Егорович , как машина ? В порядке ?
- Да конечно .
- Через полчаса выезжаем , дорогу в Новоширокинский знаешь?
- Нет , я только до Борзи ездил .
- Ладно , я знаю , покажу..
Иван Егорович залез в кабину критически всё осмотрел и по-моему остался не доволен внутренним убранством кабины .
- Ну что Игорь поехали , да можешь звать меня просто Егорыч и на ты .
- Понял .
Выехали на трассу Чита - Забайкальск , дорога до Борзи была хорошая и на отдельных участках я иногда разгонял свой КрАЗ до запредельных 80 км/час !
Разговаривали на разные темы , выяснилось что Егорыч работал ещё МАЗ-200 и УралЗИС , а последняя техника на который он работал это был кран на базе МАЗ 500 .
- Игорь а за чем ты на крыло поставил воздушный фильтр ,я так понимаю от КамАЗа ?
- Ну так этот фильтр лучше воздух очищает , в кабине тише намного , да и обслуживать намного проще , чем родную "кастрюлю" .
- Так это не предусмотрено заводом-изготовителем !
- Ну и что , это же лучше и удобнее. !..
Покурили молча , потом опять разговор зашёл о технике и вот очередной вопрос от Егорыча :
- А это что за прибор ,плохо видно мне .
- Тахометр .
- На сколько я знаю это же ты сам поставил ?
- Ну да , обороты двигателя видны .
- А за чем ? И так же слышно на каких оборотах дизель работает , баловство всё это и не безопасно .
- В смысле ?!
- Провода лишние и не стандартные протягивал , замкнуть могут .
Короче стал меня Егорыч своей правильностью и критикой подбешивать слегка , учитель нашёлся ! Но я из уважения не к возрасту и должности не пререкался.
Потом было ещё замечание что явно у меня на КрАЗе "накручен " ТНВД потому что скорость для данного грузовика очень высокая , а это прямая дорога к серьёзным поломкам грузовика . Вот же зануда старый !
В Борзе свернули с трассы и поехали по незнакомой мне дороге . Начался дождь , надо сказать что лето в том году выдалось очень "сопливое " . И вот на очередной остановке после небольшого перекуса я заметил что наружное колесо заднего моста спущенное . Достал домкрат , монтажу сделанную из камазовского торсиона и баллонный ключ , открутил снял колесо и стал при помощи кувалды и "уголков" его разбортировать , заменил камеру ,накачал и стал ставить колесо обратно , Егорыч всё время молча наблюдал за моими действиями ...
- Ну всё , можно ехать дальше .
- Поехали , а всё-таки нельзя оба колёса одевать на футорки и затягивать гайками , это не по инструкции и опасно .
- Мне так удобно , да и почти все так делают ...
Дождь всё усиливался и даже где то в далеке видны были всполохи редких молний ...
Стемнело , я включил основные фары и галогеновый фара-искастель . Егорыч молча покачал головой и закурил папиросу ....
В Новоширокинский приехали уже затемно наверное часов в одиннадцать ночи . Остановились возле двухэтажного барака оказавшимся общежитием и гостиницей. Егорыч пошёл в гостинку , а я остался ночевать в КрАЗе .
Утром проснулся от стука в дверь .
- Просыпайся , пошли чай попьём . Дежурная электрочайник выделила .
Позавтракали , вышли из барака , подъехал старенький УАЗик и из него выскочил приземистый и полный мужик похожий на Винни-Пуха.
- Иван привет ! Сто лет тебя не видел .
- Так Колян почитай с тех пор как ты сюда из Читы перебрался .
Походу старые друзья , ну пусть поговорят , я задрал капот , проверил и долил масло в движок . Завёл мотор .
- Игорь езжай за нами .
Дал команду Егорыч. Приехали в какую то то ли автобазу то ли в мехколону . На территории оно чего только не было : от ГАЗушки и до бульдозеров с экскаваторами .
- Игорь я пошёл к руководству ,а вы здесь с Колей смотрите как трактор грузить будем ну и доски бруски тебе Коля поможет найти , я приду трактор сам проверю ...
- Коля так вы с Егорычем старые кореша получается?
- А то ! В одной бригаде мы с Ваней Модным лет десять на кранах отработали !
- Как Ваня Модный ? А почему "Модный"?
- Да ты что , он же легендарная личность ! Гроза всех разгильдяев и "изобретателей" и рьяный чистюля !..
- Я это уже на себе почувствовал : то "воздухан" не такой , то скорость большая , то колёса не так прикрутил...
- Скажи спасибо что ты не у него в подчинении он бы тебя вообще застроил !... Когда он ещё на кране работал всегда ходил в пиджаке и при галстуке , ещё одевал нарукавники ну как у бухгалтеров и в плохую погоду носил галоши которые снимал перед тем как залезал в кабину или "скворечник " крана !
Вот такой он модный . А уж когда приезжал на работу стропальщики просто "вешались" пока кран устанавливали : у него даже "уровень" свой был и пока по "нолям" они не выставят он работу не начинал а "лапы " то механические , да ещё все стропы проверит если они своими пользовались , и во время работ попробуй не по правилам что нибудь зацепить мог и ключом гаечным из кабины в "стропаля" запустить !
А кран то у него был как будто только с завода вышел , все на месте и всё как положено от шайбочки до брызговика .
Вот такой он Ваня Модный , ну ты сам всё увидишь когда трактор будем грузить ...
Пришёл Егорыч , достал из своего рюкзака тёмно -синий "комбез"
переоделся , по его указанию подогнали ДТ -75 с отвалом , он сам залез за рычаги попробовал как работает отвал , потом проехал , осмотрел трактор со всех сторон , и судя по выражению лица был не доволен .
Подошёл к нам :
- Ладно Коля техника на "троечку" , но делать нечего генеральный сказал что бы трактор уже к концу недели работал на Мирной , так что давай будем грузить , в другое время я бы заставил всё в порядок привести .
- Игорь подъезжай вон туда , так глуши движок , на заднюю передачу поставь , "ручник " не забудь ,"башмаки" под колёса брось ...
- Да нет их у меня !
- Тогда вон бруски подложи , массу выключи...
Короче достал меня в край!
Трактор загнали задом в кузов с самодельной рампы , подложили несколько брусьев , и ещё старые газоновские покрышки , потом ещё Егорыч заставил проволокой "шестёркой" закрепить "ДТэшку" к передней стенке кузова . Ещё раз всё критически осмотрел заставил слесарей подложить ещё пару брусков под катки , сам залез в кабину трактора что то там осмотрел , подёргал рычаги , вылез и дал мне команду потихоньку отъезжать .
Через час мы выехали из посёлка , КрАЗ я вёл осторожно , от высоты груза машину раскачивало , скорость я держал не выше 50 км/час , хотя легко мог ехать и быстрее и даже когда выехали на трассу в Борзе "гашетку" я не "топтал" , максимум что я позволял это отметку "60" ...
Привезли мы ДТшку без всяких приключений и мне даже показалось что трактор ни на сантиметр не сдвинулся с места , единственное так это проволока слегка ослабла и всё . Под руководством Егорыча аккуратно согнали трактор на территории кирзавода поставили его возле конторки , Егорыч ещё раз осмотрел трактор . И после этого только облегчённо вздохнул и сказал : "работайте"!
Вот такой он Ваня Модный" больше я его никогда не видел .
С одной стороны зануда он редкостный , а с другой стороны истинный механик ,человек который любит и понимает технику и свою работу ! Тогда я не мог понять как можно быть таким букой ! Но вот сейчас по прошествии более тридцати лет после той встречи с Ваней "Модным" я понимаю что такие вещи как Устав ВС , Правила техники безопасности и ПДД написаны именно кровью , а это не просто высокие слова !
Спасибо огромное всем за внимание ! Ставьте лайки , помогите продвинуть канал , ваши оценки и внимание очень важны меня для !
Подписывайтесь на мой канал (каждый новый подписчик большая радость для меня)будет много интересного из жизни людей 90-х годов ! И не только ! Обещаю новые темы!
Всем , а особенно шоферам спокойных дорог , отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо !