Финал рассуждений на тему, что у Гриши – ФФНР или диспраксическая дисграфия (человек хочет написать одну букву, а пишет другую, не контролируя этот процесс).
Написав заметку о том, что я подозреваю, что не было у Гриши проблем со слухом, а проблемы именно с написанием письменных букв, и получив советы – упрощать диктант, или вообще убрать письмо, заменив на слоговую кассу, я продолжила думать.
Упрощать диктант? Так он же пишет уже достаточно сложные тексты. При этом не пишет слова целиком, и часто ошибается в гласных А-Я, И-Ы, Е-Э. Но мы над этим работаем. И я вижу динамику. Зачем упрощать?
Пересмотрела видео, где не видно сильных проблем со слухом, в период, когда он писал печатными буквами простые рассказы. И кое-что заметила.
Параллельно мы начали работать со слоговой структурой Марковой. Простые слова с открытыми слогами.
Почему вообще я так много времени уделила рассказам об этой слоговой структуре и 14 классам? Потому что мне кажется гениальным и строго логичным последовательное обучение ребёнка – от простого к сложному. Ребёнок плохо говорит, а у него требуют всё говорить хорошо. И простое и сложное. Это очень тяжело. А, если пройти по всем классам последовательно, то ребёнок шаг за шагом осваивает разные уровни. Да, здоровые люди вообще не думают о том, что говорят – МАМА или ПОДПРЫГНУЛ. Но, если вы посмотрите на два этих слова, то колоссальная разница на лицо.
И вот задача этой самой слоговой структуры Марковой – аккуратно (без давления на ребёнка) провести его от первого слова МАМА до слова ПОДПРЫГНУЛ. И чтобы он всё освоил, шаг за шагом.
И вот хлопая с Гришей на занятии по речи, я подумала, а если и диктанты ему дать на основе лексики первого класса Марковой: Мама дала дыню.
Кто что думает? Какой результат?
Правильно.
Хороший результат.
На столько хороший, что Гриша не просто отдельные слоги и слова может писать, но и предложения целиком. Да, не без проблем. Он что-то не слышит, совершает ошибки. Но теперь он понимает, что делать. Писать то, что слышишь.
Такое вообще невозможно с диктантами из сборника. Он даже не пытался написать слово целиком, видимо осознавая собственную беспомощность. Потому что всё Гриша отлично понимает относительно своих возможностей. И когда объём того, что он не может, превышает мыслимые пределы, он не делает даже то, что может. И не пытается.
Пример: Мама принесла бутерброд с маслом и дала мне.
В этом предложении есть слова, которые Гриша может написать целиком, но они идут вместе со сложными словами. И это приводит к тому, что даже слово ДАЛА он с трудом пишет. Хотя отлично его слышит. И кажется, что он вообще ничего не слышит. Это не так.
Так же, при написании диктантов из сборника присутствовала проблема со "следующим словом". Гриша с трудом понимал, что слова надо писать раздельно. А это вообще - треш. Что можно подумать о ребёнке, который вот так... не соображает ничего? Да? Нет.
Теперь эта проблема исчезла. Он сам пишет слова раздельно. И не надо сто раз повторять "следующее слово".
Получается, что я поставила Гришу перед необходимостью совершать не доступные ему действия. Это как мне сейчас на сцену Большого театра выбежать и станцевать. Ага. Да, конечно. При том, что вообще танцевать я могу. Но не в Большом театре.
И ещё раз пересмотрев видео с диктантами, в которых не было видно проблем со слухом, я поняла, что именно такие диктанты мы и писали тогда. С простыми словами, с открытыми слогами. И это не вызывало трудностей даже в 2019 году.
И получается что:
1. Диспраксическая дискграфия – это не про Гришу.
2. Он понимал речь, потому что слышал всегда слова с открытыми слогами. А, если обратить внимание, бытовая речь - очень примитивна. Так же он понимал слова из области своих интересов. Здесь я думаю, что сработала повторяемость. Многократно услышав слово КОСМОС, он учился слышать его хорошо.
3. А проблемы начались у нас (точнее, появилась возможность их увидеть), когда я взяла сборник диктантов и начала диктовать всё подряд. Сдвоенные, строенные согласные звуки. И вот такого Гриша уже не слышит. А не слыша часть, он словно переставал воспринимать и то, что вроде как слышит - открытые слоги.
И, как очевидно, письменные буквы не при чём. Просто так совпало, что, как только он научился писать, мы взяли диктанты из сборника. Это произошло в один момент. И позволило мне сейчас сделать не верный вывод о проблемах именно с дисграфией.
Ещё был один момент, который меня опять толкнул в сторону ФФНР и заставил продолжить эксперименты. Это урок с учительницей, на котором она диктовала ему. А делала она это, как в классе со здоровыми детками. И Гриша сражался с собой как мог, а в итоге сказал следующее: - Мои уши не слышат. Такое я от него услышала первый раз в жизни.
Какую линию действий я вижу:
1. Усложнять диктанты по мере продвижения по классам Марковой.
2. Отдельно изучить ФФНР, коррекцию, и ввести комплекс упражнений в Гришину жизнь. Если кто знает хорошее пособие по коррекции, напишите пожалуйста. Буду благодарна.
Спасибо, всем, кто откликнулся.
Вы мне очень помогли.
П.С. Ниже видео вчерашнего диктанта. 23 октября 2020 года. На последних секундах присутствует момент, когда Гриша на автомате пишет Б как Д. И видно, что это происходит именно автоматически. При том, что он исправляет её быстро и произносит изначально правильно. Это единственные две буквы, которые он путает всегда. Точнее, когда надо писать Б, он очень часто пишет Д. Но никогда не пишет Б, когда надо писать Д.
Видео можно сравнить вот с этим диктантом, который я диктовала из сборника. Август 2020 года.
Удачи и терпения вам.