Ибн Аби-ль Хадид пишет в толковании к «Нахдж аль-Балага» (т. 2, с. 19), ссылаясь на аш-Ша’би:
«Узнав, что хашимиты собрались в доме Али, Абу Бакр спросил Умара: «Где Халид?». Умар ответил: «Здесь».
Абу Бакр сказал: «Тогда идите и выведите на улицу Али и Зубайра, чтобы они присягнули мне».
Умар и Халид отправились в дом Фатимы. Умар вошел внутрь, а Халид ждал у дверей. Увидев меч в руках Зубайра, Умар спросил: «Что это?».
Зубайр сказал в ответ: «Я приготовил это, чтобы присягнуть Али».
Умар взял меч у Зубайра и сломал его, ударив о находившийся рядом камень. В доме было несколько человек из рода хашимитов. Он сказал Али: «Вставай, пошли присягать Абу Бакру».
Али не пожелал идти. Тогда Умар взял Достопочтенного Али за руку и начал тянуть за собой. В конце концов, он передал его Халиду. На улице с Халидом было много людей, которых Абу Бакр отправил на помощь Умару.
Умар и Халид силой тащили за собой Али, а люди вышли на улицу и наблюдали за происходящим. Достопочтенная Фатима, увидев, как идет Умар, вышла на улицу вместе с женщинами, которые пришли к ней выразить соболезнования. Когда они увидели, что сделал Умар, они стали навзрыв плакать.
Фатима пошла к Абу Бакру и сказала ему: «Вы напали на дом Посланника Аллаха после его смерти. Клянусь Аллахом, я не буду разговаривать с Умаром до конца жизни».
Аль-Бухари и Муслим пишут: «Фатима обиделась на Абу Бакра и не разговаривала с ним до самой смерти»[1].
Один из знаменитых суннитских ученых ат-Табари пишет по этому поводу:
«Умар вместе с группой людей подошел к дому Достопочтенной Захры и сказал: «Если находящиеся внутри не выйдут наружу, я клянусь Аллахом, подожгу этот дом»[2].
Здесь у ат-Табари мы встречаем несколько противоречащих друг другу повествований.
В третьем томе «ат-Тарих», на 207 странице написано:
«Хабиб б. Сабит передает: Али б. Аби Талиб находился дома. К нему пришел человек и сказал: «Абу Бакр приводит людей к присяге». После этого Али в одной рубашке пошел в мечеть. На нем не было накидки и пояса. Он торопился, чтобы не опоздать на присягу. Он дал присягу и сел в стороне. Чуть позже он отправил кого-то к себе домой, чтобы ему принесли накидку. Когда к нему пришли с его накидкой, он надел ее поверх рубашки».
Говоря об источнике этого повествования, ат-Табари пишет: «Это предание относится к категории «мурсаль» (хадис, в конце иснада которого пропущен тот, кто упоминается после таби'ина). В его иснаде есть Сайф б. Умар, который относится к категории «матрук» (крайне слабый передатчик, не заслуживающий доверия по причине вероятности наличия лжи в его словах)».
Во все том же труде «ат-Тарих», принадлежащем ат-Табари (том 3, с. 207), написано: «Амр б. Хурайс спросил Саида б. Зайда: «Когда люди присягнули Абу Бакру?».
Саид ответил: «В тот же день, когда умер Посланник Аллаха».
Тогда Амр спросил: «Был ли кто-нибудь, кто выступил против Абу Бакра?».
Саид: «Нет. Никто не выступил против Абу Бакра, кроме вероотступников или близких к вероотступничеству. Аллах уберег ансаров, и все они присягнули Абу Бакру».
Амр спросил: «Были ли среди мухаджиров те, кто отстал в вопросе присяги?».
Саид: «Нет. Мухаджиры один за другим приходили, чтобы дать присягу Абу Бакру»[3].
Ибн Абу Шайба в своем труде «аль-Мусаннаф» приводит следующее предание:
«Зайд б. Аслам приводит от своего отца Аслама: «После смерти Посланника Аллаха (САВ), когда люди присягали Абу Бакру, Али и Зубайр отправились к Фатиме б. Расуль и совещались с ней. Они обменялись мыслями по поводу сложившегося положения.
Когда весть об этом дошла до Умара б. Хаттаба, он пришел к Достопочтенной Фатиме (АС) и сказал: «О дочь Посланника Аллаха (САВ)! Клянусь Аллахом, что для нас нет более любимого человека, чем твой отец. А после твоего отца для нас нет более любимого человека, чем ты. Клянусь Аллахом, если бы я отдал распоряжение о том, чтобы сжечь дом, в котором они находятся, меня не остановило бы то, что они собрались у тебя».
Передатчик Аслам говорит: «Когда Умар вышел, они пришли к Достопочтенной Захре (АС). Достопочтенная Захра (АС) сказала: «Разве вы не знаете, что Умар приходил ко мне. Он поклялся сжечь дом вместе с вами, если вы вернетесь. Клянусь Аллахом, он выполнит то, о чем дал клятву. Поэтому уходите, поверив мне наслово. Пересмотрите свои взгляды. Не возвращайтесь ко мне». Они ушли от Достопочтенной Захры (АС) и не возвращались к ней до тех пор, пока не присягнули Абу Бакру»[4].
«Умар пришел сжечь дом Достопочтенного Али вместе со всеми, кто в нем находился. Натолкнувшись на Фатиму, он сказал ей: «В чем принимает участие умма, в том и вы примите участие»[5].
В трудах Ахли Бейт мы видим следующее:
Согласно аль-Мас’уди, события этим не ограничились, и в начавшейся суматохе у Достопочтенной Фатимы произошел выкидыш.
Аль-Мас’уди описывает события того дня:
«… Говорят, что на Али напали, сожгли двери его дома, силой вывели находившихся внутри. Даже Повелительницу женщин Фатиму прищемили между дверью и стеной, после чего она потеряла своего еще не появившегося на свет ребенка по имени Мухсин»[6].
Ученые Ахли Бейт следующим образом объясняют происходившее далее:
Саййид Муртаза в третьем томе «Тальхис аш-Шафи’», на 76 странице говорит: «Изначально хадисоведы и историки не избегали приводить предания о нападении на дом любимой дочери Пророка, и им было прекрасно известно о том, что в тот день посланный халифом человек со всей силы толкнул дверь в сторону Фатимы. От полученного удара Достопочтенная Фатима пережила выкидыш и потеряла ребенка. Слуга Умара ударил Фатиму плетью, чтобы она перестала держать Али за руку. Однако со временем, когда они увидели, что распространение этого предания невыгодно халифу, они отказались от этого».
В этом и следует искать причину того, что это печальное событие не нашло отражение в суннитских источниках.
Согласно Саййиду Муртазе, несмотря на все препоны, это подлое событие вошло в некоторые книги.
Аш-Шахрастани приводит от предводителя течения му’тазила Ибрахима Ибн Саййара: «Ибн Саййар говорит: «Когда Умар толкнул дверь в дом Фатимы, чтобы привести находившихся в нем к присяге, Фатима потеряла ребенка. Умар отдал распоряжение о сожжении дома, несмотря на то, что внутри находились Али, Фатима, Хасан и Хусейн»[7].
Продолжение следует: Заповедный характер дома Фатимы (р.а.)
[1] Сахих аль-Бухари, т. 5 и 7.
[2] Тарих-и Табари, т. 3, с. 202; Ибн аби-ль Хадид, Шарх Нахдж аль-Балага, т. 2, с. 56.
[3] Иснад этого предания слабый.
[4] Аль-Мусаннаф, т. 8, с. 572; Дар аль-фикр.
[5] Об этом событии рассказали ученые Ахль аль-Бейт: Мухаммад б. аш-Шахна б. Ханафи, Раудат аль-маназир фи ахбар аль-аваиль ва-ль авахир; Али б. Хусайн аль-Мас’уди, Мурудж аз-захаб. Суннитские ученые также рассказали об этом событии: ат-Табари, ат-Тарих; Ахмад б. Абд аль-Азиз аль-Джаухари, Китаб ас-Сакифа; Ибн Аби-ль Хадид, Шарх Нахдж аль-Балага; а также такие ученые, как аль-Билазури, аль-Мас’уди, ан-Наззам, Ибн Кутайба, Хафиз Ибрахим и т.д.
[6] Али б. Хусайн аль-Мас’уди, Мурудж аз-захаб.
[7] Аш-Шахрастани, Аль-Миляль ва-н нихаль, т. 2, с. 59.
Источник: Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)",