Найти тему

Заповедный характер дома Фатимы (р.а.)

Начало: Али присягнул Абу Бакру под принуждением?

Особое положение дома Достопочтенной Фатимы (а) перед Хаком подтверждается аятами и хадисами. Нападение, совершенное в день присяги Умаром и его людьми, было попранием всех этих аятов и хадисов.

«В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть и поминать в них Его имя, Его славят по утрам и перед закатом»[1].

Этот аят был ниспослан, когда Достопочтенный Пророк (сав) был в Масджид аш-Шариф. Один человек встал с места и сказал: «О Посланник Аллаха! Имеются в виду эти дома (т.е. мечети)?». Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Дома пророков».

После этого Абу Бакр сказал Посланнику Аллаха (САВ): «О Посланник Аллаха!». Он указал рукой на дом Али и Фатимы и спросил: «Этот дом из их числа?».

Посланник Аллаха (САВ): «Да, даже самый лучший из них».

-2

Согласно помощникам халифа, приведение Достопочтенного Али к присяге было даже важнее пророчества.

«Абу Бакр призвал Али к присяге, но тот не согласился. Он отправил к нему Умара. Умар принес с собой огонь, чтобы сжечь его дом. Увидев его, Достопочтенная Фатима сказала: «О сын Хаттаба! Ты пришел, чтобы сжечь мой дом?». Умар сказал: «Да, это дело (халифат) важнее, чем то, с чем пришел твой отец (его пророческая миссия)»[2].

Ибн Аби-ль Хадид в первом томе «Шарх Нахдж аль-Балага», на странице 134 описывает следующим образом события, связанные с насильственным принуждением Достопочтенного Али к присяге:

«Хашимиты собрались в доме Али… Умар вошел с группой воинов в дом и сказал: «Выйдите наружу и присягните». Они не согласились. Зубайр вытащил меч из ножен и вышел наружу. Умар сказал: «Схватите его».

В этот момент Али насильно потащили к Абу Бакру. Али сказал: «Я раб Аллаха, брат Посланника Аллаха», но никто не придал этому значения.

Когда его привели к Абу Бакру, тот сказал Достопочтенному Али: «Присягни мне». Достопочтенный Али сказал: «Я более достоин этой степени. Не я должен присягать вам, а вы – мне. Вы вырвали эту степень из рук ансаров, заявив, что вы ближе к Посланнику Аллаха. Я привожу вам этот же самый довод. А раз так, будьте честны. Если вы боитесь Аллаха, признайте наше право. А если вы не сделаете этого, то знайте, что вы совершаете по отношению ко мне несправедливость (зульм)».

Умар сказал: «Мы тебя не оставим в покое, пока ты не принесешь присягу». Достопочтенный Али сказал: «Здорово вы сговорились между собой. Сегодня ты стараешься для него, чтобы завтра он передал эту должность тебе. Клянусь Аллахом, я не соглашусь с тобой и не дам ему присягу».

Увидев, что дело принимает дурной оборот, Абу Бакр сказал: «Если ты не присягнешь, то я не стану насильно заставлять тебя делать это».

Затем Абу Убайда б. Джаррах взял слово, чтобы успокоить Достопочтенного Али:

«Ты еще молод. Они твои старшие соплеменники. У тебя нет столько опыта и знания жизни, сколько есть у них. Абу Бакр сильнее тебя в этом деле. Он может лучше преодолеть все трудности. Поручи это дело Абу Бакру. Если ты проживешь долго, то насколько хватит твоей жизни, ты будешь достоин этого дела и оно будет твоим правом, с точки зрения доблести, религии, знания, понимания, преимущества в религии, рода и положения той женщины, на которой ты женат»[3].

Когда все это происходило, Достопочтенная Фатима вышла из дома и пошла вслед за Достопочтенным Али, вместе с женщинами из рода хашимитов она пошла в мечеть Посланника Аллаха. С ней были Хасан и Хусейн. Она сказала тем, кто там находился: «Отпустите моего двоюродного брата. Отпустите моего мужа. Клянусь Аллахом, я распущу волосы, накину на голову рубашку своего отца и прокляну вас. Несомненно, верблюд пророка Салиха не более ценен, чем я, а его детеныши не ценнее моих детей»[4].

Произнеся эти слова, Достопочтенная Фатима взяла за руки Хасана (АС) и Хусейна (АС) и направилась к могиле Посланника Аллаха (САВ). Достопочтенный Али увидел, что положение крайне опасно, и попросил Салмана Фариси, чтобы он отговорил Достопочтенную Фатиму (АС) от этого дела. Когда Достопочтенная Фатима (АС) услышала повеление Достопочтенного Али (АС), она сказала: «Я подчинюсь его повелению и проявлю терпение»[5].

В первом томе книги «Аль-имама ва-с сийаса», являющейся одним из источников Ахли Бейт, на странице 12 написано следующее по поводу того, как обращались в тот день с Достопочтенным Али: «…Когда Достопочтенный Али спросил: «Неужели вы убьете раба Аллаха и брата Посланника Аллаха (САВ)?». Умар сказал: «Ты не брат Посланника Аллаха!».

Абу Бакр промолчал в ответ на сказанные Умаром слова и ничего не ответил. Умар же повернулся к Абу Бакру и сказал: «Разве мы не можем сделать этого по твоему приказу?». Абу Бакр ответил: «До тех пор, пока есть Фатима, мы не принудим его».

Достопочтенный Али (АС) пришел в слезах на могилу Посланника Аллаха (САВ) и сказал ему те слова, которые говорил Харун своему брату Мусе. Всевышний Аллах приводит в Коране слова, сказанные Харуном Мусе: «О сын моей матери! Воистину, люди этой общины замучили меня и готовы были убить»[6].

С другой стороны, в самой Медине племена Асад, Фазара и Бану Ханифа отказывались присягать Абу Бакру, потому что в день Гадир Хум они были свидетелями того, как Посланник Аллаха назначил халифом Достопочтенного Али. Они отказывались даже платить закят этому правлению, которое они считали незаконным, с точки зрения шариата. Они только совершали намаз и выполняли другие столпы Ислама»[7].

Все эти события сделали приведение Достопочтенного Али к присяге необходимостью для существовавшей на тот момент политической власти, желавшей продолжить свое правление. Вопрос о том, был Достопочтенный Али принужден к присяге или не был, следует рассматривать в этом контексте.

Продолжение следует: Каковы причины отстранения Достопочтенного Али (р.а.) от власти?

[1] Сура «ан-Нур», аят 36.
[2] Абу Джафар ат-Табари, ат-Тарих.
[3] Шарх Нахдж аль-Балага, т. 2, с. 2, 5; т. 1, с. 1, 134.
[4] Ат-Табарси, аль-Ихтиджадж, т. 1, с. 222.
[5] Бихар аль-анвар, т. 43, с. 199.
[6] Сура «аль-А’раф», аят 150.
[7] История предводителей божественного руководства, Имам Али. С. 182-183.

Источник: Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)",

Источник: Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"