51. Ещё древние греки говорили: «Последний и высший дар богов человеку – чувство меры». И об этом в школе нам надо всегда помнить…
52. Удивительная вещь: всё, что есть замечательного и прекрасного в нашей профессии, либо непомерно и ненормально трудоёмко по затратам, либо чревато последствиями или незаконно в производстве, либо приводит к психопатии в жизни…
53. Хорошо, когда обучение ребёнка начинается с улыбки и радостно, но ещё лучше, если ими оно и заканчивается...
54. Диалог в вестибюле школы:
- Может детей пороть?
- Да, господи помилуй! Это же очень жестоко!
- Но ведь что-нибудь надо же всё-таки с ними делать. Правда, тут ещё и ювеналка…[2]
- А что ювеналка? Она как была казённой тёткой, так и остаётся ею. Она не помощник…
55. В дополнительном образовании России нет ничего невозможного, кроме реформ направленных на поддержку самих себя...
56. В школе надо всегда улыбаться! Улыбаться во что бы то ни стало! Улыбаться даже тогда, когда сердцу и душе плохо. Надо быть рабом улыбки, и никогда не снимать маски «всё в порядке», хотя сами не знаем, как завтра отыграют на экзамене дети, или как свести концы с концами до получки за две недели до неё, и если её не задержат... Вместе с этим, есть в школе преподаватели и с красивой улыбкой, которая удивляет и не может не завораживать. И следовало бы нам всем задуматься: а что такое в школе заставляет их улыбаться так безудержно и красиво?..
57. Пустое место в педагогике, т.е. «ноль» в ней – это распространённый повсеместный стиль преподавания в школе, будто другого вообще на свете не существует. Место «нуля» в ней – всегда популярно, как будто это исключительно хорошее человеческое и профессиональное достижение или проявление какого-то изысканного вкуса. Состояние – «педагогический нуль» – идеально. В конце концов, ему совершенно ничто не противоречит, ничто его не утомляет, ничто не вызывает в нём какого-либо интереса, ничто не доставляет ему огорчений, переживаний, беспокойств. Пожалуй, единственный случай, когда нулю хочется быть выше, – это когда он стоит у кассы, да и то далеко не каждый из них так думает…
58. Где в школе не предоставляется возможности преподавателям проявлять свои педагогические таланты, там их и нет...
59. Социальная недоступность хорошего образования только увеличивает его ценность в глазах родителей...
60. Основная разница между преподавателями и учениками состоит в том, что в школе число самобытных и талантливых преподавателей очень высоко, чего нельзя сказать в отношении учащихся, хотя в жизни – часто бывает всё наоборот, да мало кто обращает внимание на это, и ещё меньше – кто в состоянии это видеть в детях...
61. Настоящее начальное музыкальное образование и воспитание для каждого ребёнка – это уже есть проблема государственного масштаба…
62. Педколлективу не так легко столкнуть директора с первого места на второе, как, впрочем, и со второго на последнее. Но с этой задачей легко справляется учредитель – одним росчерком пера…
63. Детоненавистничество некоторых преподавателей в профессии возникает из страха не справиться с ними в школе; эти люди случайно забрели в школу, они находятся не в своей профессии…
64. Почему не стонут и не плачут в школе музыкальные инструменты? Да наверное потому, что хоть их жизнь и тяжела, и часто без должного технического надзора и ухода, но они, иногда, принимают самое деятельное участие в выделывании таких музыкальных чудес под пальцами учащихся… Они понимают свою ответственность, важность и радость от появления подобных чудес в школе, что очевидно и даёт им силы на стоическую терпимость к тем учащимся, кто ещё не научился создавать с их помощью в школе всевозможные и различные музыкальные чудеса…
65. Педагогический патриот, с позволения сказать, – это преподаватель, служащий через школу родине, а родина в школе – это исключительно дети, наши юные граждане, наше будущее общество...
66. Всё, чего хотел учредитель от директора школы, – это согласия со своими пожеланиями, мнениями и хотениями, и конечно, только после конструктивной дискуссии и обсуждений с педколлективом…
67. Небывалая толщина министерского годового отчёта о состоянии художественного образования региона в целом, делало его надёжно защищённым от опасности быть прочитанным кем-либо целиком...
68. Музыкальная педагогика – такая же наука, как и всякая другая; она знает вполне определённые педагогические положения, профессиональные закономерности и правила, а также до бесконечности разнообразные сочетания их на практике. Она также требует постоянного изучения и расширения профессиональных знаний, глубоких и долгих размышлений преподавателя, и зачастую, не только в школе…
69. Искусство музыкальной педагогики есть настолько глубокое и настолько сущностное профессиональное искусство, что головы многих из нас не отдают себе отчёта в том, что педагогика действительно искусство, а не конституция или религия...
70. Понятно, что в этом мире каждый из нас всего лишь человек, но для кого-то из учащихся. мы – это весь мир и даже центр вселенной...
71. Пожалуй, нет ничего такого в музыкальной школе, что нельзя было бы назвать решающим экспериментом в ней...
72. Чиновник от образования – человек, которого мы, нищие преподаватели, все дружно кормим и поим для того, чтобы он в любое удобное для себя и неподходящее нам время, насылал в учреждения, где мы работаем, различные образовательные оптимизации и инновации…
73. Педагогическая работа – это то, что происходит в школе на постоянной основе и с регулярностью, похожей на расписание движения поездов дальнего следования, и даже тогда, когда нам хочется пойти спать или заняться чем-то другим…
74. В профессии нужно всегда держать ухо востро, так как она, самым беззастенчивым и совершенно неконтролируемым образом начинает изменять нас самих…
75. Действительная и настоящая педагогическая жизнь в школе – это, часто, совсем не единственно наилучшая из возможных в ней…
76. Порою создаётся впечатление, что в ДМШ государство специально проводит эксперименты, которые должны показать всему миру, в каких экономических и социальных условиях может выжить наше национальное достояние – начальное музыкальное образование России…
77. Утраченную в ходе своей педработы веру в социальную значимость выбранной профессии, многие граждане не могут вернуть даже после отправки их государством, здоровых и ещё сильных, на пенсию…
78. Количества демократического начала в педколлективе школы должно хватать в равной мере на каждого его представителя...
79. В школе, преподавателю целесообразно стараться создавать профессиональные легенды о себе, ибо это – наилучшее средство и начало создания собственной педагогической репутации в школе…
80. В школе можно работать и из одной лишь ревности к успехам коллег...
81. Часто можно слышать: все дети талантливы! И как фигура речи, – это безусловно, высококрасивое и почти верное утверждение. Однако, надо иметь в виду, что «Сумма множества талантиков даёт в результате один гигантский талантик.»[3]… Или нет?..
82. Музыкальная школа – очевидно, совсем не безвредная штука, так как от её образовательных услуг отказывается всё большее число юных граждан…
83. Музыкальная школа – это не детский рай, и не педагогический ад; это чистилище приобщения к музыкальному искусству одних и профессиональная каторга других...
84. Конечно можно в школе всё время профессионально одурачивать некоторых, даже можно некоторое время в ней – одурачить всех. Но нельзя представить себе здраво, что кому-то удастся всё время дурить всех, даже в самой маленькой школе…
85. Известно, что лучшим способом добиться отмены плохого или неудобного общественно-педагогического правила, нормы или образовательной инновации – это следовать неукоснительному и строжайшему соблюдению их...
86. В музыкальной школе надо просто хотеть работать в профессии, а не любить работу в ней…
87. Секреты в школе, очевидно, существуют совсем не для того, чтобы защищать чьи-то интересы, а для того, чтобы защититься от любопытствующих коллег в ней…
88. Музыкальная педагогика в школе – это вечный профессиональный вопрос, а методика обучения в ней – вопрос ежедневного реального педагогического выживания в профессии…
89. Всё-таки надо признать, что в музыкальной школе существует два типа преподавателей: те, кто профессионально не сомневается ни в чём, и те, кто профессионально во всём сомневается...
90. Имеют ли россияне право на начальное музыкальное образование своих детей? По конституции, пожалуй, да получается – как всегда...
91. Преподавателей, методистов, музинструменты, соответствующую электронную аппаратуру и компьютеры с программным обеспечением школы приобретают совсем не для того, чтобы преподаватели познавали истину заключающуюся в музыкальной педагогике с использованием техсредств, а чтобы увеличить продуктивность, эффективность и качество педагогической работы…
92. Очень важное значение имеет в школе то, как и что говорится нами в ней. Порою, даже самые обыкновенные вещи говорятся коллегами так, что невольно приходит на ум: да сам ли это говорящий говорит, уж не чёрт ли с рогами его попутал...
93. Если преподаватель учит ребёнка в классе, то учит хорошо или плохо – сразу видно. Но если он ничего не делает в классе и сидит с учеником изнемогая от ожидания конца работы, то что он делает в нём, благодаря ли своему нежеланию, по привычке ли или по педагогическому невежеству – вот этого не в состоянии распознать ни один из здравомыслящих коллег, и даже самый умный директор…
94. Педагогическое мужество выражается не в том, что преподаватель идёт туда, где мало платят, а в том, когда он со спокойным самообладанием и с большой терпимостью выполняет свой профессиональный долг, невзирая ни на какие трудности и сложности в обучении детей…
95. Освоение профессии – есть, прежде всего, становление преподавателя в ней...
96. Педагогическая интеллигентность – это ежедневное и ежечасное выполнение своего малообеспеченного и малоценимого обществом профессионального долга…
97. Преподаватель – тоже гражданин, и сколько помнится – всегда вечная государственная проблема, которая никогда не решалась, не решается и которая, очевидно, никогда не будет решена полностью и справедливо в пользу педкорпуса страны…
98. Вводимая образовательная инновация всегда вредит предшествующей...
99. Когда в школе с нами случается какая-либо неприятность, то объяснив себе причину её возникновения, можно значительно облегчить свои переживания по этому поводу…
100. Любая реформа в начальном музыкальном образовании, кроме реформы оплаты педагогического труда, чаще всего является бесполезной суетой в этом образовании...
[2] Ювенальная юстиция – правовая основа системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними.
[3] Стани́слав Е́жи Лец (1909-1966) – польский поэт, философ.