Фильм «Белые росы» снятый Игорем Добролюбовым в 1983 году считается комедией и даже получил Специальный приз на семнадцатом Всесоюзном кинофестивале в Киеве в 1984 году как лучший комедийный фильм. Но кто и с какого, извините, перепугу решил, что это комедия мне непонятно.
Каждый раз, пересматривая его, плакать хочется все больше.
Трагичен фильм и основным сюжетом, переселением из деревни в город, и историей всех главных героев.
Особенно грустная история подготовки к переезду и переживания старика Федоса Ходоса (Всеволод Санаев). Его привязанность к кормилице-корове, которую приходится продать (и продает он ее видимо за копейки, потому что по-другому грех). Его любовь к дому, в котором прошла вся его жизнь, выросли дети, померла жена. И вот сейчас эту жизнь старика разрушают по кусочку, по бревнышку. Грустно до слез.
Не радостны и истории трех братьев.
Младший сын Федоса, Васька (Николай Караченцов), с ним мы знакомимся первым, считается непутевым. В само начале он поет песню «Уж я к ней и так и эдак» и она сразу задает какую-то печальную нотку.
По ходу фильма мы видим драму небольшой семьи Василия. Жена Маруся (Галина Польских) всю жизнь любит свою первую любовь Мишку Киселя (Станислав Садальский). Дочка Галюня, которую Вася обожает, тоже от этого Мишки. Вот и выходит по факту, что семьи то и нет.
Мишка заявляется в деревню после долгих лет отсутствия, баламутит воду. Добивается прощения Маруси, обещает увезти и ее и дочку с собой, но в итоге снова сбегает один. А Маруся вынуждена идти просить прощения у Василия. Но счастья в семье не будет. Правда, о которой Вася может и догадывался, но точно не знал, раскрыта и покоя не даст. Будут они жить вместе без любви, только ради ребенка.
У старшего из трех братьев, Андрея (Геннадий Гарбук) с первого взгляда вроде все в порядке. Дом – полная чаша, жена (Ирина Егорова) – умница и красавица, расчетливая и хлопотливая, чтобы все в доме было. Но нет в семье детей и не будет уже. И от этой мысли роскошная жизнь не мила Андрею и жена не мила. Что делать – не знает. Трагедия.
Средний сын Сашка (Михаил Кокшенов) давно болтается по свету на заработках. Неожиданно он возвращается в родной дом и поскольку «пора, его быстро женят на бойкой почтальонше Верке (Наталья Хорохорина).
Верка девка давно на выданье, да к тому же с Сашкой они дружили еще в школе. Вот только после долгих лет разлуки познакомиться вновь времени им не дали. И Сашка, привыкший к вольной жизни, попадает в цепкие руки жены, у которой не забалуешь. Ох и нелегко придется парню. Но со временем, возможно, что все и сложится.
Удивляет, что авторы оставили старика Ходоса живым. Хотя изначально предполагалось, что он умирает, не перенеся прощания с Белыми росами. Но в итоге этот эпизод вырезали. Видимо решили, что это будет уже слишком трагично, чего стоит один монолог, обращение Федоса к Солнцу. Я не могу смотреть его без слез и для меня это именно прощание старика с миром, в котором его уже ничего не держит. Дети худо-бедно пристроены, а корни, родные истоки разрушены.
Очень глубокий фильм о жизни, но назвать его комедией никак не получается.