Найти тему
Hard Rock

VH1’s 100 Greatest Hard Rock Songs?

vk.com/hardrock_hmr

К финалу 2008 года один из топовых музыкальных телеканалов мира VH1 опубликовал очередной рок-топ — «100 величайших хард-роковых песен». Несколько странно составители подошли к выбору треков, поместив под заголовком Greatest Hard Rock Songs и панк, и грандж, и металл, и прогрессив, и поп-рок, и психоделический рок 60-х. Это очень толерантно по отношению к группам и их фанам, но не логично с точки зрения жанра.

Определение жанра Hard Rock заложено в его названии — «жесткий рок». А понятие ROCK уже давно стало абстрактным, расплывчатым, собрав под свои крыла и рок-н-ролльщиков 50-х, и экспериментаторов 60-х, и глэмовиков с панками 70-х, и металлистов 80-х, и даже проникший на поп-сцену. Вот из этого исходили составители, рассматривая словосочетание Hard Rock лингвистически, а не стилистически, принимая за хард именно утяжеленное звучание и фузящие гитары в рамках всего рока в целом. С этой позиции в списке логично наличие и Ramones, и Nirvana, и Iron Maiden, и Metallica, и Pearl Jam, и Green Day, и многих иных, официально относящихся совсем к другим жанрам.

Однако Hard Rock — это не абстрактное название для всех песен с рычащей гитарой. Это отдельный конкретный жанр, имеющий свои законы и границы, зародившиеся в середине 60-х и сформировавшийся в начале 70-х. Ранний Heavy Metal второй половины 70-х и начала 80-х можно смело назвать его ближайшим родственником, многие классики хэви на заре своей карьеры почти не отличались от классиков харда. Но гранджеры и панки, во-первых, все-таки отошли гораздо дальше и, во-вторых и в-главных, сформировали собственные музыкальные законы и основы, а истоки этих направлений не столько в хард-роке, сколько в гаражных да фрик-битовых психоделиках середины-конца 60-х, откуда многие черпали вдохновение, минуя мейнстрим 70-80х.

Немного странно обстоят дела с верховными классиками жанра. Ладно, Deep Purple с единственной песней — сами знаете, какой, — ладно Led Zeppelin с двумя добротными боевиками и Black Sabbath, но почему-то были полностью проигнорированы Uriah Heep, Nazareth, Montrose, Free и многие другие. Многие из них не входят в списки наилучших и самых популярных, но все эти банды были, без сомнений, классиками жанра, вносившими свой вклад в развитие. И если сейчас не каждую из них знают и помнят, то в свое время они были на слуху и в чартах.

  • Группы, которым самое место в списке, но которых там нет.

Из репертуара Rainbow взята всего одна песня, причем далеко не самого лучшего периода: трек из альбома 1979 года с вокалом Грэма Боннета хорош, но так крепко отдает коммерческой глазурью, что поневоле думаешь, как составители списка могли проигнорировать более значимые и популярные боевики в пользу этого попсового хита? Вероятно, потому что Ронни Джеймс Дио, который пел в раннем составе Raimbow, представлен в списке отдельно, в виде своего сольного проекта Dio, однако оправдание этому довольно-таки слабое.

  • Песня из списка. Ниже хиты, которые куда более хардовы и значимы.

Возможно, Montrose нет по той же причине. В списке представлена песня Сэмми Хагара, который пел в группе до 1974 года, в самый хардовый период. Хотя, скорее всего, потому что эта команда не входит в списки самых-самых. И совершенно напрасно.

  • Песня Хагара из списка и он же в составе Montrose, 1973 год.

Вызывает вопросы наличие в списке таких песен, как, например, Photograph или Barracuda. Конечно, их авторы — Def Leppard и Heart — официально относятся к харду, и в этих песнях звучат необходимые атрибуты, в первую очередь — гитарный фузз и крепкая ритм-секция. Так же и Final Countdown, самая известная и раскрученная песня Europe, без сомнений, заслуженно любима половиной мира. Но объективно — ведь это попс, и никакой жесткости здесь и в помине нет. У группы есть множество других песен, более подходящих для этого списка.

  • Песня гораздо хардовее, хотя менее известна и популярна.

Это же касается AOR'ных Boston и Jorney. Но если со вторыми еще можно как-то смириться из-за достаточно жирненькой гитары, то «Бостон» вообще ни в каком месте не подходит под определение Hard Rock. Cлишком мягкое звучание этих песен не позволяет ни соотносить их с хард-роком в смысле жесткой гитарной рок-музыкой, ни ассоциировать конкретно с жанром Hard Rock и лучшими его проявлениями. Например, с Deep Purple в их «золотую эру», являющуюся по мнению большинства эталоном жанра, или с новым поколением — Guns N' Roses, Mötley Crüe, Skid Row, Twisted Sister, W.A.S.P., Ratt и др., которые имеются в списке VH1 в ассортименте. В свою очередь, эти хулиганские банды чаще называются глэм-металлом, а вовсе не хардом, но официально их жанр — Hard-n-Heavy, который жестче классического и тяжелее хард-рока, но недостаточно эпичен, тверд и массивен для классического HMR. Вернее сказать, это слишком Punk, чтобы именовать их Heavy Metal.

То же касается и прогрессива, представителями которого в списке являются канадцы Rush. Хотя гитарист группы Алекс Лайфсон так же использует примочки, но звучание этого замечательного трио не совсем подходит под определение «хард-роковое». В конце концов, фузз фуззу рознь — ведь в песне «Розовые розы» ВИА «Веселые ребята» тоже звучит жесткая фуззящая гитара. Прогрессиву, конечно, иногда присуща жесткость. Оба жанра зародились и развивались одновременно, во многом влияя друг на друга, но все же они различны, и классиков прогрессив-рока не верно причислять к хардовикам. Но, в общем-то, на фоне остальных нехардовых песен к Rush можно и не предъявлять претензий.

Как уже говорилось, Heavy Metal можно считать ближайшим родственником харда, однако основные металлические направления — это отдельные сформировавшиеся жанры, давным-давно отделенные от корней и живущие своей жизнью. В списке это NWOBHM, который представляют Iron Maiden, и Thrash Metal, адептами которого служат Metallica, Anthrax и Megadeth. При этом странно, что в списке нет Slayer, который вместе с этими тремя бандами составляют так называемую The Big Four of Thrash Metal.

Альтернативный рок, расцветший в 90-е, условно можно назвать одной из веток харда, развитием жанра. Но опять-таки, эта интересная музыка так же сформировалась в отдельное направление с собственными жанровыми особенностями. Но большее недоумение вызывает присутствие в списке песни, принесшей славу Джими Хендриксу в далеком 1966-м — Hey Joe. Песня звучала довольно мягко относительно всего творчества Джими, но жестко по сравнению с оригиналом группы The Leaves. Однако к тому времени существовали и более подходящие песни для списка. Например, The KinksYou really got me, сингл, взорвавший чарты и сознание слушателей в 1964 году. Это максимально логично, потому что он считается песней, запустившей Hard Rock. Она стала первой, сыгранной на квинтах, так называемых «пауэр-аккордах», ставшей хитом и заложившей почти все основные правила, по которым в недалеком будущем будет строиться целый жанр. А так же сильно повлиял на развитие Heavy Metal и Punk Rock.

Эта песнь в списке есть. А вместо кое-кого нехардового стоило бы поставить еще All day and all of the night, не менее успешный сингл того же 1964 года, звучащий так же, а следом за ними The DoorsHello I Love you, построенная по тому же принципу… Но это уже персональные влажные фантазии.

Звучат эти песни гораздо жестче мягкой и спокойной хендриксовской версии Hey Joe. А если необходимо было выбрать именно Хендрикса, то в его репертуаре есть масса гораздо более тяжелых песен.

В общем, можно без зазрения совести сказать, что VH1 допустил серьезный косяк, приняв за Hard Rock не отдельный сформированный жанр, а восприняв определение буквально — «жесткий рок». Для такого серьезного телеканала выбор получился несколько странным. В итоге получился просто сборник рок-музыки по личным вкусам сотрудников VH1.