Найти тему
Тарасова Олеся

Замер эффективности коммуникационной стратегии

Оглавление

Моё движение из исследований в стратегию было логичным процессом, и я никогда не задумывалась о том, каким образом необходимо замерять эффективность коммуникационной стратегии. Но в процессе работы с компаниями не имеющими опыта проведения исследований или студентами такой вопрос возникает довольно часто.

Собственно, совсем недавно объясняла на салфетке… а чтобы больше не приходилось этого делать решила написать небольшую заметку.

Здесь могли бы быть пирамиды здоровья бренда
Здесь могли бы быть пирамиды здоровья бренда

Начало…

Вы создали новый бренд, нашли свободную территорию, сформулировали позиционирование и сообщение, выстроили рекламную кампанию, понимаете свою аудиторию и её потребности. Хорошо, если объёмы продаж и выручка соответствуют ожиданиям или даже превосходят их, а если что-то пошло не так?

На самом деле, и в первом и во втором случаях одинаково важно понимать происходящее:

  • В первом случае – для устранения ошибок
  • Во втором случае – для поддержания и роста достигнутых показателей

О каких именно показателях идёт речь?

Показатели эффективности коммуникационной стратегии

Как правило, в рамках исследований используется два типа показателей – числовые KPI и имиджевые характеристики.

Что относится к числовым KPI...

В первую очередь показатели знания и использования бренда – характеристики, объединяемые категорией «здоровье бренда».

За пределами исследований это могут быть количественные показатели объёмов продаж в весе (если говорить об FMCG категории) или единицах товаров. Таким образом вы можете проверить - удалось ли по результатам реализации стратегии прийти к запланированным показателям.

Как определить соответствие имиджа бренда заложенным в стратегии характеристикам?

В платформу бренда всегда закладываются эмоциональные и рациональные характеристики, атрибуты, RTB и много других показателей, которые помогают ему формировать и выражать собственную идентичность. Именно степень соотносимости всех этих характеристик с восприятием бренда и необходимо проверять в рамках обсуждаемого нами замера.ак можно анализировать и сравнивать имиджевые характеристики брендов

Исследование здоровья бренда (Brand Health tracking)

Начало...

В первую очередь необходимо вспомнить стратегические цели и имиджевые характеристики бренда.

Далее определите список конкурентов. Если у вас несколько категорий продукции под одним брендом или бренд представлен в разных регионах, то следует составить отдельные списки конкурентов для каждой категории продукции и каждого региона.

А далее сделать анкету с блоком вопросов о знании и использовании бренда. Обычно это спонтанное знание (когда вы просите вспомнить любой бренд в категории, без предоставления вариантов), знание с подсказкой (когда вы предоставляете список наиболее значимых в категории брендов и респондент выбирает знакомые ему). Помимо спонтанного знания, есть ещё показатель Top of mind - в эту категорию попадает бренд, который респондент вспомнил первым при ответе на вопрос.

Вопросов об использовании продукта или сервиса тоже может быть несколько. В первую очередь спрашиваем про потребление когда-либо, а уже после выявляем некую лояльность бренду. С точки зрения лояльности обычно используется два варианта: самый частый бренд и самый любимый бренд. Часть респондентов на эти вопросы может ответить одинаково, но в некоторых случаях ответы могут быть разными. Так может происходить если ваш бренд из высокой ценовой категории и покупать его чаще всего какая-то доля аудитории не может, но это не мешает им считать его самым любимым.

Если рисовать на салфетке, то анализ может выглядеть так...
Если рисовать на салфетке, то анализ может выглядеть так...

Далее Вам необходимо составить список высказываний с имиджевыми характеристиками исследуемого бренда и конкурентов. Вы попросите респондентов отметить для каждой характеристики - насколько она подходит вашему бренду и конкурентам и таким образом поймёте соответствует ли восприятие аудиторией вашего бренда тем смыслам и образам, что вы в него закладывали при подготовке коммуникационной стратегии.

Так можно проанализировать имиджевые характеристики бренда
Так можно проанализировать имиджевые характеристики бренда

Безусловно, помимо данных из исследований необходимо оценивать показатели продаж, сделать анализ клиентской базы (если речь идёт о цифровых продуктах или сервисах). И в целом - каждый продукт, бренд или сервис, как правило, требует индивидуального подхода, но общие характеристики обычно такие.