Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Олег Табаков об Олеге Ефремове: «С него начался отсчет нового театрального времени...»

Отрывок взят из автобиографической книги Олега Павловича Табакова «Мечта о театре»:

«Олег Николаевич был первым среди нас не по должности, а по любви. Всегда. Даже когда он ушел из "Современника" во МХАТ по истечении четырнадцати лет. Это было, как бывает в жизни, когда отец уходит из семьи. Отец любимый, отец — безусловный авторитет... Отец.

Я был влюблен в Олега Николаевича, ведь он один из трех моих учителей в профессии, помимо Н.И. Сухостав и В.О. Топоркова. Ефремов дал мне некий компас ощущения себя по отношению к сообществу, осознания себя в сообществе.

Он был не просто вершителем судеб (это будет несколько неверно) — он был вершителем распорядка моей жизни на протяжении довольно долгого времени. Самостоятельным я стал, пожалуй, когда кино окончательно затянуло меня в свою мясорубку и когда через несколько лет я женился, стал отцом.

https://commons.wikimedia.org/  (Атрибуция: Mos.ru)
https://commons.wikimedia.org/ (Атрибуция: Mos.ru)

По сути дела, влюбленность в педагога есть защитная прививка против пошлости, глупости, против дурной заразы в профессии. Не случайно же на первых порах критические стрелы были направлены в актеров "Современника": о нас писали, что мы "все, как один, — Ефремов". Кто-то, может быть, до сих пор остался на него похожим, а с людьми талантливыми произошла желанная метаморфоза — они стали сами собой. При наличии собственного содержания и дарования влюбленность в педагога проходит естественным образом. Сбрасывается, как хитиновый покров, от которого освобождаются тараканы или раки, увеличиваясь в размерах.

А нежная признательность Олегу за мое становление неизбывно существует во мне на протяжении всей жизни. Таинство создания нового театра, полемизировавшего с МХАТом, и многое из того, что делал Олег Николаевич, обусловливалось успешностью его актерской практики в театре. В Центральном детском театре Ефремов был звездой первой величины. Там же он сделал свою первую, замечательную режиссерскую работу — водевиль Коростылева и Львовского "Димка-невидимка".

https://commons.wikimedia.org/  (Атрибуция: Дмитрий Дубинский)
https://commons.wikimedia.org/ (Атрибуция: Дмитрий Дубинский)

И сегодня, в мои семьдесят семь, для меня фигура Олега Николаевича Ефремова, конечно, является одной из самых значительных, равно как в годы успеха, так и в годы неудач. Фигура чрезвычайно противоречивая, сложная, драматическая и, может быть, даже трагическая, но удивительная в своем стремлении к переустройству и совершенствованию театра в формах очень ясных и простых.

Он придумал и создал новый театр. С Ефремова начался отсчет нового театрального времени...»

Олег Павлович Табаков был и остается кумиром многих поколений людей, по сыгранным им ролям и вышедшим книгам учатся жить. Его книга «Мечта о театре» — это увлекательный, полный интереснейших подробностей рассказ знаменитого актера о своей жизни.

Много интересного узнает читатель о тех, с кем дружил и работал О. Табаков, а среди них Г. Волчек, О. Ефремов, Е. Евстигнеев, И. Кваша, Л. Толмачева, Т. Доронина… Интонация книги завораживает, а монолог автора, искрящийся юмором и доброй иронией, дарит читателю незабываемый праздник.