В выступлении, как и в межличностном общении, важно первое впечатление, которое мы производим на людей. И здесь имеет значение всё: внешний вид, походка, манера держаться и говорить, жесты, мимика. В том числе, и наше чувство юмора.
Почему это так важно?
Так уж сложилось: для выживания человеку необходима его «родимая стая». «Человек — существо социальное» — это не просто красивая фраза. В одиночку мы всегда были очень слабыми и уязвимыми и только сообща могли противостоять силам природы. Поэтому в процессе эволюции у нас сложилось особое чутьё — способность быстро формировать мнение относительно окружающих: «С этим лучше дело не иметь — уж больно ненадёжным он кажется. А вот с тем, пожалуй, можно и на охоту отправиться...»
Это чувство не дремлет и в настоящее время, например, когда мы видим перед собой человека, который пытается нас в чем-то убедить. Чутьё помогает определить, можно доверять оратору или нет, его речь полезна нам или нет.
И, безусловно, важный источник информации для нас — чувство юмора человека.
Как юмор помогает спикеру в публичном выступлении?
Дело в том, что у человеческой психики есть замечательный механизм, который защищает нас от лишней информации, иначе мы с вами просто погрязли бы в море инфомусора. И оратору в начале выступления приходится разрушать этот барьер, преодолевать сопротивление людей в зале. Так вот, юмор — идеальное оружие в борьбе за доверие аудитории.
Когда мы смеёмся, то испытываем удовольствие, в организме происходит выброс эндорфинов. Они-то и ослабляют защиту, и делают людей более открытыми и восприимчивыми.
Но с юмором в выступлении нужно обращаться аккуратно.
Важно, чтобы его было не слишком много, иначе зрители забудут о теме, а вы не добьетесь своей цели — того, ради чего, собственно, и вышли на сцену. Но не должно быть и полного отсутствия юмора в выступлении — всё-таки он оживляет речь и помогает установить контакт с людьми в зале.
И как же сделать так, чтобы юмора было ровно столько, сколько нужно?
Попробуйте добавить в презентацию следующее:
1. Забавные случаи, наблюдения и личные истории
Таким богатством обладает каждый из нас. Согласитесь, нет ни одного человека, с которым хотя бы раз не произошёл какой-нибудь забавный случай. Только как определить, что он будет интересен и другим?
Всё очень просто: если он развеселил вас, то, скорее всего, вызовет такую же реакцию и у людей в зале. Цель здесь не рассмешить до колик, а именно вызвать лёгкую улыбку, сочувствие и расположить к себе.
Если вы всё же сомневаетесь, потренируйтесь — расскажите историю друзьям и коллегам.
2. Сравнения и метафоры
Если вам на ум пришло меткое и остроумное сравнение, смело украшайте им речь!
Например, как это сделал профессор Ноттингемского университета Ричард Уилкинсон, сказав в своём выступлении: «Если американцы хотят осуществить американскую мечту, им следует отправиться в Данию».
3. Цитаты
Не обязательно быть смешным самому. Можно взять афоризм известного человека, благо, их скопилось огромное множество: на любые вкус и тему. Михаил Жванецкий, Ежи Лец, Марк Твен, Чарли Чаплин, Фаина Раневская (далее следует ещё миллион фамилий известных и мудрых мира сего) — вам в помощь!
Если подойдёте к делу творчески, нестандартно и возьмёте смешное высказывание своей мамы или подруги, то получится вообще эксклюзив.
4. Видео и фотографии
Это отличный способ оживить свою презентацию и сделать так, чтобы её запомнили. Поверьте, вы ничего не потеряете: забавное фото или видео в тему не отвлечёт, а только поднимет настроение слушателям.
Способов добавить юмор в выступление — множество. И, как видите, совсем не обязательно «травить» аудиторию анекдотами.
Здесь есть только один важный момент: не нужно делать на сцене то, что вам не свойственно в обычной жизни. Если чувство юмора не ваш конёк, откажитесь от него и в выступлении!
Но не расстраивайтесь! Есть множество способов наладить контакт и растопить лёд в сердцах зрителей: трогательные фото и слайды, душевные личные истории и, главное, ваши искренность и конгруэнтность, то есть гармония жизненных взглядов и принципов.
Автор: Анастасия Ступникова, тренер-консультант КРОСС, психолог.