Изменения, вносимые в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
Проектом предусматривается внести изменения в ч. 4 статьи 8:
Действующая редакция 426-ФЗ. Часть 4 статьи 8: «Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда».
Статья 8 426-ФЗ всецело посвящена организация проведения специальной оценки условий труда. Частью 4 ст.8 устанавливался нормативный срок проведения специальной оценки условий труда: «не реже чем один раз в пять лет». В новой редакции статьи норма о сроке проведения специальной оценки условия труда дополнена требованием к рабочим в отношение которых действует декларация соответствий условий труда государственным нормативным требованиям в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также, если, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми. На данных рабочих местах проведение повторной проведении специальной оценки условий труда не требуется, если в период действии декларации на рабочих местах не будут выявлено воздействие на работника вредных и/или опасных факторов, приведших к несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию работника.
В редакции проекта. Часть 4 статьи 8: «Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона».
Следующие изменения коснулись ч. 4, 5 и 7 ст. 11 426-ФЗ:
Действующая редакция 426-ФЗ. Часть 4 статьи 11: «Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда».
В статье 11 Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, авторы законопроекта изменили содержание статей, в соответствие с концепцией, заявленной в ст.8 – бессрочной декларации.
В редакции проекта. Часть 4 статьи 11: «Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной в случае сохранения условий и организации труда на соответствующем рабочем месте».
В редакции проекта. Часть 5 статьи 11: «В случае, если с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда».
В редакции проекта. Часть 7 статьи 11: утратила силу.
Подведем краткий итог. В отличие от предыдущей версии проекта, документ, выносимый на утверждение в Государственную думу, содержит условия продления декларации и основания ее прекращения, что не учитывалось в предыдущей редакции проекта и в действующей редакции 426-ФЗ. Безусловно, новации, вносимые в действующий закон о специальной оценке условий труда, потребуют изменений и в приказе Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда», но они коснутся, по нашему мнению, только содержания «реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда», в котором исчезнет графа «срок действия декларации».
На этом все. Оставайтесь с нами, а мы продолжим информировать Вас о новых изменениях в трудовом законодательстве.