Что оказывает влияние на малый бизнес? Если вы думаете, что это экономические факторы, то глубоко ошибаетесь. Даже в самые тяжелые времена большинство бизнесов продолжают функционировать. Основными барьерами роста оказываются те, с которыми может справиться любой. Ведь они, в первую очередь, в наших головах.
Разделим их на три группы:
- Изобретатели.
- Образовательный бизнес с неподходящими навыками.
- Путаница в голове или, по-другому, основные предпринимательские мифы, о которых мы вам уже рассказывали.
Какие же барьеры сдерживают каждую группу? Сегодня познакомимся и разложим по полочкам первую группу изобретателей.
Изобретатели.
В первую очередь предпринимательство связано с финансами. Трудно стать бизнесменом, не умея обращаться с деньгами. И не только обращаться, но и работать так, чтобы каждый реализованный проект был благополучен. Здесь развитию мешают культурно-психологические и профессиональные барьеры.
1.) Культурно-психологические барьеры
Русская культура многогранна – с этим никто не спорит. Думаю, никто не поспорит и с тем, что психологический уровень русского человека также существенно отличается от других культур.
Рассмотрим на литературных примерах, когда представленный герой закладывает в нас культурный образ. Естественно, речь пойдет о литературе, связанной с понятием «деньги».
Американская литература представляет нашему вниманию героя, который будучи обеспеченным, показывается нам прилежным, сам всего добившимся, благородным, обычно помогающим другим и которого можно высоко оценить. Это же мы встречаем и в европейской литературе.
Что мы видим в русской литературе?
Положительный герой – тот, кто изначально ничего не делает, вроде Емели и Иванушки-дурачка и вдруг случается какое-то неожиданное событие, которое по щелчку пальца меняет жизнь персонажа наилучшим образом. Он просто так становится богатым, успешным и признанным. А способствуют этому не собственные силы, а царевны-лягушки, цветики-семицветики, скатерти-самобранки и щучье веленье. А если подняться от сказок выше, то дальше – совсем другая сторона медали. Художественная русская литература диктует нам условия, при которых мы можем стать состоятельными – мы должны быть жадными, зарабатывающими деньги нечестными способами. Глупые и ограниченные коробочки, собакевичи и им подобные показывают нам, что предприниматель – это спекулянт и коммерсант, манипулирующий чужим несчастьем. Тогда деньги в таких руках автоматически становятся грязными и низкими. Тем более, наш народ всегда верит в силу бумеранга – в то, что за заработанные деньги тебе обязательно «аукнутся» в чем-то другом.
И такие установки сопровождают человека на протяжении всей его жизни (детство, школа, универ), становясь основой мировосприятия. Что здесь можно сделать? Оказывать воздействие в обратную сторону – рассказывать о тех, у кого получилось упорным и долгим трудом добиться роста, тем самым мотивируя других на действия. Сейчас нечто подобное пытаются сделать сами предприниматели, повествуя об историях успеха не только своих, но и других бизнесменов. И делают это в свободном доступе, выпуская книги, организовывая выступления не только вживую, но и в различных онлайн-форматах.
Так, мы определили две категории: безалаберные счастливчики и осуждаемые «торгаши». Ловите третью: герои, которые преодолевая сложные преграды, идут против других, переживают утраты, а финал обязательно должен закончиться трагично. Признание гарантировано. И речь о последовательной, постепенной и рутинной работе даже не идет.
Причем многие новички при ответе на вопрос о том, зачем он хочет начать свое дело, отвечают не об обеспечении семьи и росте своего финансового положения, а об изменении мира и об формировании чего-то высокого. Жить для того, чтобы только зарабатывать деньги? «Ну нет, что вы! Какая чушь!».
Здесь также вырастает мания изобретательства. В невозможных условиях придумать и создать что-то, оставаясь с пустыми карманами и голодной семьей лучше, чем продуманно зарабатывать деньги и иметь возможность жить, а не существовать. Мы хвалим первых, говоря, что они молодцы несмотря ни на что, а бедными остаются только потому, что мир пока не готов их понять.
Итог: идеи остаются где-нибудь на диванах изобретателей с пультом в руках, как и их гордость, что они не докатятся до ее реализации в бизнес-проект.
Этим и различаются такие мыслители от предпринимателей, которые двигаются дальше. Они воплощают любую идею, хобби, малейшую мысль в источник дохода, который можно пощупать (товар) или воспользоваться готовой концепцией (услугой). И тогда эта реализация уже начинает жить отдельно от изобретателя, принося доход не только ему, но и пользу другим.
Но, тут мы возвращаемся к восприятию этого нашей культурой. Такая способность считается негативной, ведь умея превращать талант в деньги, в глазах других мы становимся спекулянтами. Если вчера почитаемый народом изобретатель, сегодня сделал на своем открытии деньги, то все – он для нас больше не объект похвальбы. Сделал деньги – сиди молча и не кичись этим.
Часто выходит так, что молодые люди с амбициями настолько возводят свою идею, что шанс реализовать ее равен нулю. В данном случае надо помнить о посыле, что чем проще, тем лучше. И что если ты не можешь организовать свою собственную жизнь, то ты не сможешь сделать также с другими, предлагая им космический продукт, в котором у них нет необходимости. Принцип «по щучьему веленью» здесь не сработает, реальная жизнь намного приземленнее. От простого к сложному – сразу возвести масштабное королевство не получится. Об этом, кстати, мы уже рассуждали в других наших статьях. И напомним еще одно: обязательство начинается с самого себя – сначала ты учишься делать для себя, а потом можешь делать и для других.
2.) Профессиональные барьеры
Здесь все более понятно: профессиональными барьерами считаются такие, когда нет знаний и навыков для роста бизнеса. В чем главная причина? Неумение выстраивать продажи. А точнее относиться к ним, спустя рукава, думая, что это самое простое в предпринимательском деле. По сути же, продажи – это главное и в них нужно уметь: подготавливать материалы, проводить переговоры разного уровня, выстраивать различные маркетинговые стратегии, создавать планы, обеспечивать найм сотрудников, строить CRM и KPI-системы. И делать это должен не сам предприниматель, не тем более владелец, а специалист по продажам – профессионал в своем деле.
Успех будет только тогда, когда каждую секунду ведения вашего бизнеса, кто-то будет что-то продавать и эту задачу надо задавать себе в первую очередь. При любом деле, которое нужно для вашего бизнеса, нужно сначала спрашивать себя: «Продается ли у меня что-то в данный момент?». Этот процесс никогда не должен стоять на месте. Если это происходит так, то значит, что в бизнесе проблемы.
Еще один профессиональный барьер, который требует проработки: это финансовая неграмотность. Ценность в том, чтобы уметь разбираться в учете денег, самому составлять бизнес-планы и предоставлять инвесторам не радужные идеи, а четкие цифры.
Тренироваться можно уже сейчас на бытовом уровне: считать до каждой мелочи, сколько составляют ваши доходы и расходы, сколько в целом активных денег у вас в данный момент и сколько было год, два, три назад?
Если укоренить эту привычку и подсчитывать ваши заработок и траты раз в неделю, то и в бизнесе вы будете понимать, что к чему соотнести и рассчитывать наперед все ваши финансовые операции.
Так что, мы теперь имеем: русский менталитет, который привык порицать предпринимателей, считая их спекулянтами, почитать изобретателей без гроша в кармане, грезящим о геройских подвигах и яркой трагичной концовке. А у решившихся реализовать идеи предпринимателей – отсутствие представления о ценности выстраивания продаж, финансовых навыков и привычки фиксировать свои денежные операции.
Следствие: недостаток времени, риск провалиться и сомнения в успехе.
И как здесь думать о стабильном или стремительном росте?