Фильм «Когда деревья были большими» был снят в 1961 году режиссером Л. Кулиджановым.
В главных ролях: Ю. Никулин - Кузьма Кузьмич Иорданов, И. Гулая – Наташа, Л. Куравлев – Ленька.
Главный герой фильма, Иорданов представляется мне человеком с гнилой душой. Взрослый человек, бывший фронтовик, старается любым способом устроиться так, чтобы не работать.
Кузьма Кузьмич начинает с того, что разбивает стиральную машину, которую взялся донести, чтобы заработать на стакан. Первая реакция после того, как машинка разбилась, очень характерна для Иорданова – он бросается бежать. Скорее скрыться, чтобы не расплачиваться.
Все дальнейшее поведение героя можно характеризовать одним словом – проходимец.
Иорданов одинок, но ни жалости, ни сострадания этот герой не вызывает. Можно понять и посочувствовать оступившемуся человеку, переживающему о своих неудачах. Кузьма Кузьмич не запутался и не оступился, он убежденный дармоед. Иорданов будет врать, выкручиваться, лишь бы ничего не делать.
Его окружают замечательные люди. Старушка простила ему разбитую машинку и даже навестила в больнице.
Наташа, к которой он приехал под видом отца, терпит его пьянство, кормит этого забулдыгу. Она приняла его за своего настоящего отца и отозвалась всем сердцем, лишь бы папа был рядом. Наташа настрадалась одна, она чистая и светлая девушка.
Фильм, по идее, должен оставить впечатление, что Иорданов изменился рядом с такими людьми, как Наташа, Ленька, Анастасия Борисовна. Но это впечатление не создается, по крайней мере, у меня – точно.
Иорданова не смущает ничья чистота и совестливость, у него самого эти качества отсутствуют. Это наглый, хитрый тип. Он спокойно садится на шею «дочери», даже спит на ее кровати, а сама Наташа – на раскладушке.
Дочь работает, отец разгуливает по деревне, выпивает, позорит ее. Причем, когда Наташа случайно говорит о том, что в колхозе рук не хватает, Иорданов обиженно интересуется: «Это намек?»
Председателю (В. Шукшин) Кузьма Кузьмич приоткрывает свою сущность, он говорит о том, что все люди притворяются.
По сюжету создателям фильма надо было как-то выводить этого героя на светлый путь.
Иорданов как-бы «находит себя» - его руки «вспомнили» работу. Просто умиление и восторг! Вряд ли надолго вспомнили – Иорданов не любит работать, и всячески будет этого избегать. Он не побежал оформляться в мастерские, хотя именно это было бы показателем его возрождения.
Нечему возрождаться в Иорданове. Он будет продолжать врать на каждом шагу, лишь бы ничего не делать.
Кузьме Кузьмичу пришла повестка из милиции. Испуганный Иорданов идет туда и по дороге узнает от председателя колхоза, что его вызвали всего лишь за тем, чтобы оформить прописку.
В конце фильма Иорданов разворачивается и бежит назад в деревню. Полагаю, что он оставил Наташе записку, в которой еще раз признается, что он ее обманул. И оставил, скорее всего, за тем, чтобы добрая Наташа его в тюрьме навещала.
Афера Иорданова не раскрыта, в милиции ничего страшного не произойдет. Кузьма Кузьмич рванул назад, чтобы уничтожить записку. Он еще поживет в деревне и посидит на шее у Наташи и Леньки.
Из любви к Наташе Ленька не сможет сразу выгнать Иорданова. Но, позже, скорее всего, он это сделает. Ни разу не верю в духовное возрождение Иорданова. Такие, как он не меняются и не раскаиваются.