Неожиданным событием осеннего театрального сезона стал спектакль «Горбачёв», представленный в театре наций под руководством Евгения Миронова.
Спектакль поставил латвийский режиссер Алвис Херманис, а главные роли в нем исполнили сам Евгений Миронов (Михаил Горбачёв) и Чулпан Хаматова (Раиса Горбачева).
Спектакль идет 3 часа, причем на сцене только два персонажа. Сюжетом является история любви Михаила и Раисы от знакомства и до зрелых лет.
Спонсором постановки стал фонд Михаила Прохорова.
Премьера состоялась 10 октября.
Следующий спектакль запланирован на 2 ноября. Билеты на места в партере стоят более 19 тысяч рублей. Согласно сайту театра на 2 ноября пока куплен только один билет за 12 тысяч рублей (эта информация может измениться после публикации статьи).
Таким образом, несмотря на то, что об этом спектакле пишет огромное количество СМИ, зрители не спешат его увидеть.
«Это понятно в условиях пандемии», - скажете вы.
Да, соглашусь, карантинные меры больно ударили по многим театрам. Но дело совсем не в них.
Так или иначе, история взаимоотношений самого «верного своей жене генсека» в истории СССР вызывает огромный общественный резонанс.
И связано это не с тем, что кого-то раздражает история любви «Миши из Ставрополья и Раисы из Стерлитамака». Просто люди, которые считают Горбачева трусом и предателем своей страны, могильщиком СССР и виновником их несчастий в 90-е годы не готовы согласиться с тем, что ему посвящают трогательные театральные истории с яркой любовной линией.
И тем более этих людей раздражает то, что сам Горбачев, побывав на премьере, постановку очень хвалил, говоря о том, что Чулпан Хаматова на Раису Максимовну «убийственно похожа».
Причем многие критики спектакля его не смотрели и смотреть не собираются. Но пишут письма в Министерство культуры с требованием постановку запретить, как это сделали представители партии «Коммунисты России» во главе с Максимом Сурайкином.
В частности, сам Сурайкин говорит о том, что «постановка спектакля, посвященного Михаилу Горбачеву, является ударом по исторической памяти, оскорбляет всех россиян, понесших большие жертвы из-за распада СССР и тяжело переживших его».
И этого напрашивается только один вывод: несмотря на то, что создатели постановки во всех интервью доказывают, что спектакль не политический, к нему приковано внимание именно как к политической акции, как к попытке «обелить» Горбачева, показав его как прекрасного человека, верного мужа и доброго отца семейства.
К слову сказать, режиссер Алвис Херманис и Чулпан Хаматова именно так и думают. Режиссер называет Горбачева «порядочным человеком с сердцем размера ХХL», а Чулпан Хаматова откровенно признается к своей любви к Михаилу Сергеевичу, называя его "милосердным и прекрасным".
Но вернемся к самому спектаклю. Если отойти от того, что перед нами образ Горбачева и его жены, то героям хочется реально сопереживать. Так глубоки их диалоги и чисты взаимоотношения. Даже знаменитые костюмы Раисы Максимовны уходят на задний план, а впереди – ее душа, любовь к мужу, ее преданность и мудрость.
Причем квинтэссенция их любви заключена в словах Горбачева: «Я женат на своей жене, а не на стране».
Это, как мне кажется, и является главной ошибкой тех, кто действительно решил показать нам «хорошего» Горбачева. Настоящая «оговорка по Фрейду».
Почему?
Да потому что в русской традиции тот, кто становится во главе государства, превращаясь в реального «отца народа», себе уже не принадлежит. Он как бы оставляет свою жену и «женится» на своей стране, отдавая себя ей целиком.
По-иному поступил в свое время Горбачев. Для него Раиса Максимовна и его семья были дороже, чем вся великая страна.
Он согласился с тем, что страна будет разрушена, сам приложив к этому руку. Но он впоследствии и потерял свою жену, которая умерла от редкого заболевания. И даже лучшие европейские врачи были бессильны ей помочь.
Как известно, Горбачёва глубоко уважают на западе, где он почти все время и живет.
А вот на Родине не любят и не ценят. А есть и такие граждане, которые предлагают бывшего генсека судить публичным судом и сурово наказать.
И даже спектакль о нем и его жене в исполнении талантливых народных артистов вызывает редкое народное раздражение.
Так что для создателей и спонсоров этого спектакля, если они стремились повысить авторитет Горбачёва в народе, есть только один путь осуществить задуманное: возить постановку по провинциальным театрам, показывать его студенческой молодежи (которая не помнит СССР и его гибели) и еще приплачивать по 500 рублей каждому зрителю.
Вот тогда определенного эффекта удастся достичь.
А вы что думаете об этом, мои уважаемые читатели?