Найти тему
Активный возраст

Проблемы с отоплением. Что делать?

Оглавление
С началом отопительного сезона долгожданное тепло пришло не ко всем. В некоторых домах все так же холодно, при этом счета за коммунальные услуги приходят исправно и в полном объеме. Как действовать в ситуации, когда в квартире едва ли не «Северный полюс», куда жаловаться и сколько платить за некачественные услуги, выяснила адвокат Ольга АЛЕШИНА.

Холодно или нет?

Прежде чем жаловаться куда-либо, необходимо выяснить, действительно ли в вашей квартире холодно. Все люди разные: одни ходят легко одетыми при —15°С, а другие кутаются при +25°С. Не всегда холодные батареи и стояки — показатель некачественной услуги. Ориентироваться нужно именно на температуру в помещении.

При этом измерять ее необходимо в наибольшей по площади комнате, в 1 метре от наружной стены и обогревающего элемента и в 1,5 метра от уровня пола.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденными Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее — Правила), установлена нормативная температура воздуха в квартирах. Она должна составлять от +18 до +22°С, а в угловых комнатах — от +20 до +24°С. Нормативная температура может быть снижена не более чем на 30°С в ночное время (с 00.00 до 05.00). В другое время ее снижение не допускается (Приложение №1 к Правилам).

Указанные нормативы должны соблюдаться при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений. Если у вас дует из незаклеенных деревянных окон, дверь неплотно закрывается и не имеет тепловой изоляции, то в квартире холодно по вашей вине. Коммунальщики в этом случае ответственности нести не будут.

Замеры и акты

Если ваша квартира утеплена, а в ней все равно холодно, необходимо действовать по следующему алгоритму.

  1. Обратиться в аварийно-диспетчерскую службу (АДС) своей управляющей организации (УК, ТСЖ, ЖСК и прочее) (далее — УО). Жалоба на некачественное отопление может быть подана письменно или устно, в том числе по телефону. Назовите свои ФИО, адрес и вид некачественной услуги (отопление). Сотрудник УО обязан сообщить вам свою должность и фамилию, время и номер регистрации вашего сообщения (ст. 106 Правил).
  2. Согласовать время проверки с сотрудниками УО. Проверка должна быть проведена не позднее двух часов с момента вашего обращения в АДС либо, с вашего согласия, позже в удобное вам время (п. 108 Правил).
  3. Принять участие в проверке. В квартиру должны прийти представители УО, замерить температуру и составить акт. В нем указываются дата и время проверки, использованные измерительные приборы, температура в квартире, дата и время начала предоставления некачественного отопления или вывод о том, что температура соответствует нормам. Если вы с чем-то в акте не согласны, внесите в его текст свои замечания. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается вам (п. 109 Правил).
  4. Если не удалось сообщить о некачественном отоплении в АДС из-за того, что она не работает круглосуточно или представители УО в указанные сроки для проведения проверки так и не явились, составьте акт самостоятельно. Для этого необходимо пригласить председателя Совета дома (или ТСЖ, ЖСК) и двух соседей. В их присутствии произвести замеры температуры и зафиксировать это в акте (п. 110 (1) Правил). Копию указанного акта направьте УО.
  5. После выявления и устранения причины некачественного отопления УО обязана сообщить вам об этом. Также УО должна удостовериться, что в вашей квартире восстановлен необходимый температурный режим, с составлением акта (п. 113 Правил).
  6. Если УО не реагирует на обращения, дает формальные отписки, а в квартире все так же холодно, необходимо обращаться в контролирующие органы: Государственную жилищную инспекцию и Роспотребнадзор. Сотрудники данных ведомств проведут проверку температурного режима, выдадут предписание УО об устранении выявленных нарушений, привлекут виновных лиц к административной ответственности.

Пар костей не ломит?

Коммунальная услуга отопление заключается в обеспечении комфортной температуры воздуха в жилых помещениях. Поэтому некачественным отоплением является не только низкая температура. Нередко жильцы страдают и от тропической жары, которая может достигать +29°С. Пересушенный жарящим отоплением воздух вреден для здоровья. К тому же приходится постоянно проветривать помещения, отапливая, что называется, улицу за свой счет. При температуре в квартире выше +22°С, в угловых комнатах +24°С, если она для вас некомфортна, также действуйте по изложенному выше алгоритму.

Необходимо учитывать, что иногда высокая температура — следствие ремонтных работ, произведенных жильцами. Например, установлены дополнительные радиаторы или теплые полы. В этом случае УО не будет нести ответственности за нарушение температурного режима. Если подобных работ вы в квартире не проводили, обязательно сделайте об этом отметку в акте.

Перерасчет платы

Надлежаще оформленный акт проверки качества коммунальных услуг является основанием для перерасчета платы за отопление в сторону ее уменьшения, вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты (п. 150 Правил).

Для этого необходимо:

  • Обратиться в УО (если начисления производятся ей) или в ресурсоснабжающую организацию с письменным заявлением о перерасчете за некачественное отопление
  • Указать в нем дату и регистрационный номер первоначального обращения в АДС
  • Приложить копию акта. Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней.

Точкой отсчета, с которой считается, что услуга по отоплению вам предоставлялась некачественная, являются дата и время сообщения в АДС или зафиксированные в самостоятельно составленном вами акте, при условии последующего подтверждения факта нарушений проверкой УО (п. 111 Правил).

-2

Если в квартире холодно или жарко, перерасчет производится следующим образом: за каждый час отклонения температуры воздуха от норматива, суммарно в течение расчетного периода оплата снижается на 0,15% за каждый градус отклонения (Приложение №1 к Правилам).

Рассмотрим на конкретном примере.

Температура воздуха на момент сообщения в АДС (или составления акта) была 16°С, то есть меньше нормативной на 2°С. Она держалась на этом уровне 7 дней, то есть 168 часов.

Снижение стоимости составит: 2°С х 168 часов х 0,15%= 25,5%. Таким образом, стоимость отопления должна быть снижена в расчетном месяце на 25,5%.

Например, если вы платите обычно за тепло 3500 рублей, то в этом месяце нужно будет заплатить на 892,5 рубля меньше, то есть 2607,5 рубля.

Самостоятельно делать в заявлении расчеты не нужно, поскольку это обязанность УО. Но вы можете проверить произведенный перерасчет и при несогласии с ним потребовать нового, а при отказе — взыскать денежные средства в судебном порядке.

Идем в суд

Если, несмотря на все составленные акты и заявления, перерасчет вам не произведен, а в квартире по-прежнему холодно или чрезмерно жарко, необходимо обращаться в суд.

В исковом заявлении можно просить сделать перерасчет за некачественное отопление либо взыскать сумму, излишне уплаченную вами в полном объеме по выставленному счету. Для суда уже потребуется самостоятельно рассчитать по приведенной выше формуле, на сколько именно плата подлежит снижению и какая сумма должна быть включена в квитанцию. Помимо этого, с УО могут быть взысканы неустойка, штраф и компенсация морального вреда (ст. ст. 13–15 Закона РФ от 07.12.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»).

Если на момент подачи иска в вашей квартире температурный режим по-прежнему выходит за положенные рамки, также необходимо включить в иск требования о возложении на УО обязанности предоставлять качественные коммунальные услуги по отоплению.

_________________________________________________________________

А вы сталкивались с некачественным оказанием коммунальных услуг? Как решали проблему и куда обращались?