Найти тему
Практика Покоя

Мистические Воины Святой горы. Афонское братство исихастов.

Старец Иосиф Исихаст (сидит) и его сподвижники
Старец Иосиф Исихаст (сидит) и его сподвижники

На Святой Афонской горе в первой половине 20-го века вокруг одного монаха сплотилась группа людей, объединенная общей идеей: путём следования особой системе мистических духовных упражнений очистить помыслы и достигнув духовного совершенства познать Бога.

Старец Иосиф, которого ещё называют Пещерником, Исихастом и Молчальником, взял на себя великий труд подвести этих людей с помощью священнобезмолвия к вратам Царствия Небесного, заключенного внутри каждого человека (Лк. 17:21).

Если Вы хоть немного знакомы с традицией исихазма, то понимаете, что освоение такого трудного искусства как "умное делание" должно проходить в особом месте. Тихом. Уединенном. Способствующем аскетическому, затворническому образу жизни. Определенно это должно быть место Силы.

Таким местом всегда была и остаётся Святая гора Афон на полуострове Айон-Орос на северо-восточном побережье Греции.

Духовные подвижники посвятившие свою жизнь "умной молитве" живут на Афонской горе в прилепившихся к скалам хижинах - каливах и проводят дни и ночи в трезвении: ежесекундном контроле за помыслами.
Духовные подвижники посвятившие свою жизнь "умной молитве" живут на Афонской горе в прилепившихся к скалам хижинах - каливах и проводят дни и ночи в трезвении: ежесекундном контроле за помыслами.

На Афоне в отдалении от портов, поселений, мирской жизни и даже православных монастырей с их братией, паствой и традиционным укладом, высоко среди скал проживал монах Иосиф.

О приходе к нему новых учеников он узнавал от самого Честного Предтечи - так называют на Афоне св. Иоанна Крестителя. "Я тебе привел одну овечку. Помести ее в свою ограду" - так говорил он старцу Иосифу, явившись во сне. А на следующий день в дверях хижины старца появлялся неофит, желающий посвятить свою жизнь Богу.

Практически сразу для ученика наступали трудные времена. Помимо физической работы - таскания тяжестей (ведь всё необходимое приходилось поднимать с подножия по отвесным горным тропкам на вершину), работы на огороде и по хозяйству, приготовления пищи - основным упражнением монаха во все времена являлась неустанная молитва и работа над собой.

"Не думай, что ночью ты будешь спать. Нет, у нас ночью бдение! Мы спим вечером два часа, а затем совершаем бдение - кто восемь, кто десять часов - с четками, поклонами и чтением. Сделаешь каких-нибудь пятьсот поклонов - тогда и посмотрим, что с тобой делать"
Помимо традиционной литургии, которую служат монахи в самодельных церквях, устроенных в пещерах, все без исключения занимаются индивидуальной практикой. Непрестанному творению в уме Иисусовой молитвы посвящают свободное дневное и ночное время
Помимо традиционной литургии, которую служат монахи в самодельных церквях, устроенных в пещерах, все без исключения занимаются индивидуальной практикой. Непрестанному творению в уме Иисусовой молитвы посвящают свободное дневное и ночное время

Но обучение искусству "умного делания" это лишь малая часть того воспитания, которым старец направлял и поднимал духовный уровень своих учеников. Немаловажным фактором было победить в ученике гордость, тщеславие и своеволие. Ведь для стяжания венцов на духовном пути требуется совершенное послушание. Не зря неофит называется послушником.

Послушание не дает послушнику сотворить ошибку, даже если ее совершает Старец. Искреннее послушание не позволяет хорошему послушнику погибнуть. Закрой глаза свои и оказывай послушание - и не бойся.
- Буди благословенно.

Буди благословенно - послушники исихасты повторяют особенно часто. Справедливые и не справедливые укоры, просьбы, указания. Насмешки старших братьев, взбучка, трёпка - буди благословенно на все случаи жизни! Так монах подавляет в себе страсти и избавляется от гордыни!

День и ночь непрестанный нагоняй. Не день ото дня, а каждый день. Ох-ох-ох, что со мной делал Старец! Я не мог перевести дух от взбучек. Так я распинался душой, чтобы сподобиться воскресения. Мне было больно - и я шел в свою келлию, обнимал Распятого и со слезами говорил: "Ты, будучи Богом, претерпел пререкания, несправедливости от толпы грешных людей. Я же, грешный и страстный, разве не приму одного обличения? Старец поступает так, потому что любит меня, потому что цель его - спасти меня". И я чувствовал, как укрепляется моя душа, чтобы вытерпеть распятие.
Я, конечно, изнемогал, потому что был слаб душой. Требуется борьба до крови для избавления от великой и безумной страсти гордыни, которую мы унаследовали от Адама.
По молитве Старца, я возражал помыслам, противоречил им, вступал с ними в войну. "Буди благословенно" было моим ответом Старцу. Я старался быть выше помыслов. Я плакал, потому что страсть брыкалась. Мало-помалу я избавился от этого недуга. Это был начальный этап для меня, не прошедшего еще никаких испытаний, ни на что толком не способного, худющего, с постоянной температурой. Так начался мой монашеский путь, изменение моей жизни. Это была трудная, но прекрасная жизнь.

__________________________________________________________________________________________
по мотивам книги
архимандрита Ефрема Филофейского, Аризонского (Мораитиса) Моя жизнь со Старцем Иосифом
__________________________________________________________________________________________
продолжение следует...

__________________________________________________________________________________________

Спасибо за Ваше внимание и поддержку канала!
Надеюсь, что Вам было интересно и Вы сегодня узнали что-то новое.
Оставляйте обязательно свои комментарии.
И конечно же интересно как Вы считаете:

- интересен ли такой формат рассказа об мистических духовных практиках, основанный на трудах реальных людей и жизнеописании святых ?