Мария Байкошева окончила педагогическую академию в Барнауле десять лет назад, но идти работать в государственную школу сразу после вуза не решилась: смущала учительская зарплата и классы по 30 человек (спойлер: через восемь лет Мария будет работать в классах по 36 человек и с обычной зарплатой учителя).
За эти годы она успела сменить несколько профессий: от банковского работника до специалиста по сопровождению тендеров. Все эти годы Марию не покидали мысли о работе по специальности. Однажды она даже дошла до школы, но договориться на собеседовании не удалось: администрация предлагала нагрузку в три-четыре класса, а начинающий учитель готова была только на один. А в начале прошлого года из этой же школы позвонили и предложили один класс. Примерно в это же время Мария начала вести свой блог об образовании в инстаграм. Его аудитория сейчас — более 1500 подписчиков, среди которых не только учителя, но также ученики и их родители.
Чем учителю может помочь в работе блог? Что из себя представляют блоги об образовании? На кого можно подписаться среди учителей русского языка и литературы? Какие темы волнуют подписчиков? Обо всем этом мы и поговорили с Марией.
— Как возникла идея создания блога?
Весь первый год работы я обращалась за помощью к коллегам, которых находила в социальных сетях. Очень многие учителя сейчас делятся своими наработками и идеями в интернете. Можно сразу учиться у профессионалов, для этого не нужно далеко ходить.
А еще через свой блог я пытаюсь решить проблемы, с которыми сталкиваюсь в процессе работы. Пример: мои ученики не очень любят летнее чтение. Я подумала, что красивый читательский дневник поможет как-то решить проблему. Написала об этом в инстаграм. Ко мне присоединились учителя из Москвы и Санкт-Петербурга, вместе мы придумали «Идеальный читательский дневник», в котором есть интеллект-карты, игры в ассоциации, ленты времени. В таком дневнике можно писать цитаты, отзывы на книги, рисовать комиксы. Из двух моих классов дневники заполнили девять учеников. Для меня это уже большой результат. На этой неделе мы пойдем с ними есть пиццу и обсуждать книги, которые они читали летом. Сделала бы я такой дневник одна? Нет. Смогла бы я с коллегами из Москвы и Санкт-Петербурга поработать вместе из Новосибирска? Нет. Социальные сети стирают расстояния и часовые пояса.
А еще ведение блога для меня является своеобразной подпиткой, это позволяет не выгорать на работе.
— Недавно вы стали проводить марафоны/прямые эфиры с другими учителями. Какова их идея?
— Я еще нахожусь в поисках: постоянно думаю, а как верно вести свою страницу. Для кого мой блог? Только для коллег-учителей? Или для родителей? А может для учеников?
У одной моей коллеги появилась идея проводить марафоны для учителей. Я с удовольствием присоединилась к команде организаторов. Суть в том, что мы находим спикеров, которые делятся с участниками своими наработками. Важно, что эти материалы могут подходить не только учителям словесности, но и преподавателям другим предметов. На каждый марафон мы приглашали участников всероссийского конкурса «Учитель года». Лариса Арачашивили (Победитель конкурса «Учитель года России — 2019»), например, проводила мастер-класс «Современная и классическая культура: найди связь».
В последнем марафоне мы говорили о формате презентаций Pecha-Kucha, платформах для создания интерактивных упражнений к урокам, техниках визуального мышления, а также учились создавать буктрейлеры.
Недавно у меня появилась рубрика «Вопрос учителю», где в формате прямого эфира я общаюсь с учителями. Мы не только говорим о приемах и интересных форматах для уроков словесности, но и обсуждаем курсы, конкурсы, проекты для самих учителей
В моем блоге можно найти девять прямых эфиров, а еще после каждого разговора я выкладываю пост, в котором размещаю ссылки и сайты, о которых мы говорили.
— Вы не только делитесь идеями для уроков, но и нередко задаете вопросы аудитории и обсуждаете проблемы в сфере образования. Например, самым популярным постом за последнее время у вас стал «Почему учителя увольняются?». Как думаете, почему именно этот пост вызвал бурное обсуждение?
— Заметила грустную тенденцию: начинающие учителя часто уходят из школы, проработав год-два. Наблюдала такое в своей школе. Иногда захожу в блог к учителю, а у него все так интересно и творчески, задаю какой-нибудь вопрос о школе, а в ответ получаю, что он уже не работает там.
В своем посте я попыталась на каждый аргумент «за» увольнение найти аргумент, чтобы остаться работать дальше. И если захочу уйти, то вспомню эти аргументы (улыбается).
Почему учителя уходят из школы?
Одна причин — несоизмеримость нагрузки и оплаты. Когда я пришла работать в школу, то получала восемь тысяч рублей, а это всего два года назад, а не десять лет. Плюс учителя словесности проверяют огромные стопки тетрадей. Во время дистанта было ощущение, что работаешь в двойном-тройном объеме. Многие коллеги не получили никаких надбавок или премий в это время. О количестве отчетов и других бумаг классных руководителей я молчу. Где же тогда находить время на подготовку к урокам?
Я не беру классное руководство, потому что мне интересно заниматься придумыванием заданий для уроков, а не заполнением бумаг
Дисциплина на уроках, отношения в коллективе, отсутствие поддержки со стороны руководства, обычная усталость, профессиональное выгорание, семейные обстоятельства — все это становится причинами увольнений.
Какой я вижу выход?
Начать делать собственный проект, из которого можно черпать вдохновение. Точно нужно отказаться от большой нагрузки и оставить себе 18-20 часов в неделю. Попробовать автоматизировать процесс работы. Не нужно стесняться просить советов и помощи у коллег. От профессионального выгорания сможет помочь терапия у психолога, а также курсы, конкурсы, тренинги и даже ведение блога. Самое важное — не забываем заботиться о близких, уделять им время. Работы может быть очень много, а вот семья у нас одна. Я сама переживаю по поводу последнего пункта и стараюсь чаще себе об этом напоминать.
Среди других решений проблемы подписчики-учителя предлагали еще наставничество, но именно настоящую поддержку опытных коллег, не для галочки.
— Чьи блоги вы часто просматриваете? На кого рекомендуете подписаться?
Я читаю Земфиру, в блоге у которой можно найти игры для уроков русского языка, информацию о конкурсах для школьников и ОГЭ, посты об аттестации учителей, идеи для школьных проектов.
Михаил Солонников всего год назад начал вести свой блог, а уже имеет постоянных читателей, с которыми обсуждает изучение лирики на уроках литературы. В блоге он размышляет о программных произведениях и текстах для внеклассного чтения, рассказывает о том, как буктрейлеры могут помочь в работе учителя, создает подборки фильмов об учителях.
Александра делится (бесплатно) своими разработками, которые можно скачать и использовать для уроков: квесты по местоимениям, шаблоны к сочинениям по картинам, раскраски, чек-листы по произведениям 5-8 классов и другие игры.
Еще советую посмотреть страницы Натальи Волковой, Татьяны Патриковой, Дианы Минец.
— Какой совет вы бы дали тем, кто только хочет начать вести блог?
— Первое и важное: необходимо определиться, а для чего вам блог? Мне нужно было для развития и решения проблем, которые возникали в работе.
Второе — не бояться размещать в сети свои наработки. Если сесть и подумать, то каждый учитель может найти что-то интересное в своей работе. Учителя одной параллели по-разному проводят уроки по одному тексту. Вот и в социальных сетях так: надо решить, что у вас есть такое, что отличает вас от других.
Третье и заключительное — здорово, если вы придумаете проект. А еще лучше, если вы найдете союзников в команду. Один ты можешь мало чего, а вот в сообществе уже можно сделать больше. Все эти пункты из моего опыта, это не теория, а именно то, через что я прошла за этот короткий период.
Рубрика: «Человек из профессии»
Автор: Оксана Сергеева