Найти в Дзене
Юниты

Построение отдела продаж: инструкция по созданию эффективного отдела продаж с нуля

Правильно организованный отдел продаж нужен не только для того, чтобы выполнять финансовый план, но и для постоянного развития компании.

Что такое эффективный отдел продаж

В основе эффективного отдела продаж лежат: продуманные структура и кадровая политика, штат профессиональных менеджеров.

Зачем нужен отдел продаж

Специальный отдел по продажам поможет достичь большего: выручка будет систематически расти, клиенты сохранят лояльность к компании.

Стратегические цели создания отдела продаж

Стратегию разрабатывают с учетом миссии организации. Если есть задача открыть новые точки, отдел продаж ставит каждому офису цель и создает план, учитывая специфику и расположение.

Финансовые цели (план продаж)

Важно трезво оценивать ситуацию и понимать, на каком уровне продажи находятся сегодня и какой уровень ожидается в будущем. После этого приступайте к плану, где нужно прописать цели на каждый период времени.

Личные цели сотрудников

Кроме финансовых целей компании, есть личные цели менеджеров. Их нужно рассчитывать в процессе создания отдела продаж, опираясь на желаемый уровень прибыли бизнеса.

Что нужно для эффективной работы отдела продаж

Для эффективной работы отдела нужно постоянно следить за показателями и проводить анализ прибыли. Реагируйте на изменения и делайте системную работу над ошибками, которые выявили.

Как найти каналы для трафика при построении работы отдела продаж

Для начала разделите клиентскую базу: по статусу (стандартные и VIP-покупатели), по наличию контактов для связи (электронная почта, мессенджеры). По результатам выберите оптимальный канал для общения с клиентами.

Как выстроить структуру

Организационная структура зависит от специфики компании и ваших возможностей. Это может быть одноступенчатая схема – с руководителем и несколькими менеджерами или двухступенчатая – сложная иерархия с дополнительными должностями.

Одноступенчатая схема

В этом варианте построения отдела продаж не больше шести менеджеров и один руководитель. Она подходит малому и среднему бизнесу. Хорошо работает в компаниях с личной формой коммуникации с клиентом.

Двухступенчатая схема

Во второй модели есть две ступени с подотделами — для привлечения новых клиентов и для работы с постоянными. Первый отдел прогоняет клиентскую базу по специальным фильтрам, а второй заключает сделки, оформляет продажи и поддерживает долгосрочные деловые отношения.

-2

Как построить отдел продаж

Важно построить отдел продаж так, чтобы отсутствие одного сотрудника не вызывало «сбоев» в работе. Для создания отдела продаж важны три основных пункта:

  • Продукт.
  • Профессионализм.
  • Ведение бизнеса.

Разработка кадровой политики

Товар продают люди, поэтому кадровая политика — важный этап. Также разработка кадровой политики нужна для:

  • критериев подбора персонала;
  • создания нормативов для коллектива;
  • создания программы обучения сотрудников;
  • системы мотивации и поощрения;
  • обоснования замены и увольнения работников.

Регламентация процессов продаж

Регламентация процессов продаж — это создание инструкции с описанием зон ответственности, требованиями к результату и качеству работы.

Финансовое планирование

Чтобы правильно спланировать траты, разделите финансы на три основные статьи:

  • Капитальные расходы
  • Прямые и непрямые расходы
  • Незапланированные расходы

Подбор персонала

Объем продаж сильно зависит от человеческого фактора — взаимопонимания менеджеров с клиентами, их харизмы и самоотдачи. Кадровый отдел должен тщательно отбирать талантливых специалистов.

Этапы оценки соискателей:

  • Тестирование
  • Интервью
  • Ассессмент-центр
  • Brainteaser

Обучение сотрудников

Важно организовать регулярное и системное обучение.

Изучение основных моментов: самого продукта, организации бизнес-процесса, продающих деталей; обмен опытом между сотрудниками; организация тренингов от сотрудников других компаний.

Мотивация в отделе продаж

менеджер будет недостаточно активно продавать товар. Прежде всего, сотрудника мотивирует зарплата. Здесь важно назначить адекватный оклад и проценты от продаж.

Помимо денежной, есть и другие виды мотивации (гарантии стабильности и «безопасности»).

-3

Внедрение CRM-системы

Правильная CRM-система ускоряет и оптимизирует бизнес-процессы в компании. Автоматизация помогает вести учет и контроль работы сотрудников.

Ошибки при построении отдела продаж с нуля

Часто развитию мешают типичные ошибки, которые не устраняют вовремя:

  • отсутствие важных элементов;
  • отсутствие планирования;
  • плохо организованная кадровая политика;
  • некачественное обучение;
  • отсутствие руководителя;
  • отсутствие системного контроля за работой сотрудников.

Как снизить риски

Чтобы снизить расходы, подумайте, с какими рисками вы столкнетесь при построении отдела продаж и как их можно избежать.

При построении отдела продаж с нуля

Услуги сторонних контор помогут избежать проблем в организации отдела продаж с нуля.

При реорганизации существующего отдела продаж

Чтобы снизить риски при реорганизации, важно провести грамотный аудит

Заключение

Эффективный отдел продаж работает как отлаженный механизм, выполняя финансовые планы и повышая прибыль. Четкая структура, продуманная кадровая политика и регулярное обучение менеджеров помогут построить успешный бизнес.

Подробнее о построении эффективного отдела продаж читайте на нашем сайте.