Могучий альбомище канадского трио Rush, квинтэссенция их фирменного коктейля из тяжелого звучания и сложных структур в композициях. Здесь группа отказалась от создания многочастных сюит со сквозным сюжетом, произведения стали более компактными, но необычные размеры, множество переходов и разнообразие тем не позволяют говорить об упрощении творчества музыкантов. Неразлучная троица: бас-гитарист/вокалист Гедди Ли (Geddy Lee), гитарист Алекс Лайфсон (Alex Lifeson) и барабанщик/поэт Нил Пирт (Neil Peart) вооружились электронными технологиями, а также ввели в свои сочинения элементы вездесущей "новой волны", чтобы предстать перед публикой в полном соответствии с требованиями времени. Помогал им в этом благородном деле британский продюсер Терри Браун (Terry Brown), работавший над альбомами коллектива начиная с пластинки Fly By Night (1975).
Оформлял обложку Хью Сайм (Hugh Syme), и его постановочные фото на фоне здания торонтского парламента обошлись группе в копеечку. Пришлось Сайму в качестве компенсации сыграть на синтезаторе в одной из композиций (шутка).
Сочинять материал группа начала ещё в 1980 году, по ходу турне в поддержку предыдущего альбома Permanent Waves. И хотя менеджеры уже запланировали выпуск концертника по итогам этих гастролей, они согласились его отложить, так как музыканты (особенно Нил Пирт) были полны энтузиазма по поводу новой студийной работы. Использовав короткий перерыв между разъездами, трио вчерне подготовило пять композиций, и две из них сразу стали исполняться на сцене. Новые идеи опробовались даже на саундчеках перед концертами! Таким образом, когда в октябре 1980 года Rush приступили к записи альбома в своей любимой Le Studio, расположенной в Квебеке, песни были уже проработаны и прочувствованы, оставалось только запечатлеть их на звуковом носителе. Правда, для этого им пришлось осваивать новый, полностью цифровой, 48-канальный записывающий аппарат с запоминающим устройством, где можно было хранить готовые фрагменты. Для Терри Брауна это тоже был первый опыт работы в таком формате, пришлось повозиться. К его чести, звучание получилось великолепное - густое, насыщенное, очень солидное, под стать музыке. Запись продолжалась до ноября, а вышла в свет пластинка 12 февраля 1981 года, встретив очень тёплый приём. С годами значимость альбома в глазах общественности только росла, он признавался и культовым, и знаковым, включался в различные списки величайших и т. п. С коммерческой точки зрения диск тоже оказался очень успешным, и по сию пору является лидером продаж в обширном каталоге группы.
🔶Tom Sawyer (Том Сойер)
Когда Гедди Ли освоил синтезатор, этот инструмент занял важное место в звуковой палитре группы, при этом его использовали как в качестве солирующего, так и для создания плотных текстур в звучании композиций. В песне о современном Томе Сойере есть и то, и другое, а постоянные смены размера не дают слушателю расслабиться. Стихи написал Пай Дюбуа (Pye Dubois), текстовик дружественной группы Max Webster. Вещь исполнялась на концертах ещё до записи альбома и прочно вошла в концертный сет группы, очень полюбившись её поклонникам.
🔶Red Barchetta (Красная Барчетта)
Песни про автомобили - неотъемлемый элемент рок-музыки. и Rush не смогли остаться в стороне. Поэт группы Нил Пирт обожал гоночные машины и посвятил текст своей любимой модели - Ferrari 166MM "Barchetta". Рассказ о том, как некий подросток случайно нашел такую тачку в сарае у своего дяди и поехал гонять на ней по городу, получил динамичное и в то же время изысканное сопровождение с блистательной игрой всей троицы. Вещь была записана с первого же дубля. Фантастика!
🔶YYZ
Великолепная композиция, выдвигавшаяся на премию "Грэмми" в категории "Лучший рок-инструментал". Как же они играют - просто боги! Высшее мастерство. Особо отмечу барабанщика, который направляет своих коллег, как заправский дирижёр. На концертах Пирт вставлял сюда ещё и соло на ударной установке, задействуя, помимо барабанов, массу различной перкуссии. Название - идентификационный код аэропорта Торонто, а ритм вступления - буквы YYZ, переданные морзянкой. Идею подал гитарист группы Алекс Лайфсон - лицензированный пилот, неоднократно сажавший свой самолет в этом аэропорту.
🔶Limelight (Огни рампы)
Эта вещь как бы призвана разрядить напряжение после трёх весьма интенсивных номеров - по меркам Rush она легкая, почти попсовая. Звонкие синтезаторы подчеркивают это дискотечное настроение. Правда, текст достаточно серьёзен, и в нём звучат жалобы на то, что человек, добившийся славы, лишается всякой частной жизни - отражение чувств Нила Пирта, испытывавшего стресс от постоянного внимания фанатов к своей персоне. Алекс Лайфсон исполняет отличное гитарное соло. Выпущенная на сингле, песня попала в "горячую сотню" чартов Биллборда.
🔷The Camera Eye (Глазок камеры)
Зафиксированные в музыке впечатления от прогулок по улицам Нью-Йорка и Лондона, песенная экскурсия из двух частей. Гедди Ли не стремится брать самые высокие ноты, и в целом группа играет достаточно сдержанно, так что получается не очередная мясорубка виртуозов, а красивое музыкальное полотно. Признак зрелости, однако. Композиция длится больше десяти минут, но совершенно не утомляет.
🔷Witch Hunt (Охота на ведьм)
Тягучий зловещий трек, вполне подошедший бы Black Sabbath. Пугающие голоса в начале были записаны следующим образом: музыканты и техники вышли на улицу (был сильный мороз) и начали кричать на разные лады, приглашая прохожих присоединяться и угощая их вискарем из бутылки для сугрева. Главный герой текста - толпа с факелами, идущая "бить, жечь и убивать". Композиция стала первой из четырех, вошедших в цикл "Fear" ("Страх"). Хью Сайм, оформивший обложку альбома, играет на синтезаторе.
🔷Vital Signs (Признаки жизни)
Стиль реггей, вдохновленный ямайской музыкой, был в тренде: коллективы "новой волны" юзали его вдоль и поперек. Для заключительного трека Rush выбрали номер, где бодрый припрыгивающий ритм гитары соседствует с секвенсорами и синтезаторами, а текст, перенасыщенный научными терминами, говорит о стрессах, рождаемых избытком информации. Это, разумеется, актуально и сегодня, и даже более, чем тогда. "Всем нужен подъемник настроения!" - жизнерадостно вопит Гедди Ли. Спасибо, друг. Хорошо тем, у кого есть такая штука. Впрочем, нам, меломанам, грех жаловаться: поставил пластиночку на вертушку - и настроение сразу улучшается. Поэтому
слушайте хорошую музыку и до новых встреч!