Найти тему
Лицо истории

Как руководитель детской колонии стал великим педагогом?

Оглавление

Антон Макаренко был знамением времени — активным учителем, воспитателем, теоретиком и практиком педагогической науки, основоположником коллективного образования.

Антон Семенович Макаренко. (1888-1939). Автор и дата неизвестны. PD-US
Антон Семенович Макаренко. (1888-1939). Автор и дата неизвестны. PD-US


Работа, общество, дисциплина и самоуправление – основные составляющие его философии. Макаренко удалось совершить, казалось, невозможное: воспитать из криминальных детей-сирот «новых людей», ответственных и образованных граждан Советского Союза. Свои знания и опыт, полученные в ходе своей деятельности, он изложил в «Педагогической поэме», перевернувшей систему образования прошлого века во многих странах мира.

Первый опыт преподавания


Уже в возрасте 17 лет, по окончании годичных педагогических курсов, он стал учителем в железнодорожном училище, также работал учителем в дворянской семье.
Макаренко нравилось преподавать, студентам нравились его уроки. Параллельно он вел научную деятельность, изучая недостатки педагогической науки, а также способы ее реабилитации в новых реалиях.

Антон Макаренко. 1920-е годы. Автор: Антон Макаренко. Источник: Собственное фото работы на бумажной основе. PD-US
Антон Макаренко. 1920-е годы. Автор: Антон Макаренко. Источник: Собственное фото работы на бумажной основе. PD-US


После революционных потрясений в стране осталось огромное количество детей-сирот, лишившихся семьи, дома и средств к существованию. Города охватила бедность, большинство детей стали преступниками, а потому нужда в учителях и воспитателях обострилась.
Молодой Макаренко, добившийся признания благодаря своим научным исследованиям, соглашается возглавить исправительную колонию для несовершеннолетних. Учреждение получило название
Горьковская колония.

Руководитель детской колонии


Воспитанники были грубы и отказывались работать. А власти тем временем надеялись, что Макаренко со своей командой учителей создадут из бывшего преступника
человека, соответствующего социалистическому государству, искореняя неграмотность и невежество.

В 1920-е гг. только пятая часть взрослого населения умела читать и писать, а 80% детей вообще не получили никакого образования.

С.Д.Стрельбицкий с Макаренко и Горьким в колонии им. Горького 1928 г. Источник: семейный архив Стрельбицких. PD-US
С.Д.Стрельбицкий с Макаренко и Горьким в колонии им. Горького 1928 г. Источник: семейный архив Стрельбицких. PD-US


Антону Макаренко предстояла сложная работа. Он признавался позже, что никогда еще не читал столько педагогической литературы, сколько в первый год Горьковской колонии. Но именно изучение ленинской идеи о школе и сочинений Максима Горького о человечестве помогли ему в предстоящей работе.


Ребенок как личность


Еще, будучи воспитателем дворянских детей, Антон Макаренко понимал, как несправедливо общество.

В начале 20 века большинство учителей считали, что у каждого человека есть ряд врожденных характеристик, которые определяют его личность.

Макаренко не согласился с тем, что человек «изначально хороший» или «изначально плохой». Педагог считал, что воспитание и правильное образование являются важнейшими факторами, влияющими на формирование и развитие личности. Но его точка зрения расходилась с практическими стандартами того времени.

Он был убежден, что личность ребенка должна развиваться во взаимодействии с другими людьми.

«Его» дети стали антисоциальными не из-за морального несовершенства детской личности, а скорее из-за несогласованности и отсутствию контакта между детьми и обществом, в котором они жили.

В воспитании проблемных сирот он сочетал настойчивость и уважение, отказался от телесных наказаний, обычных мер в то время.


«Общество и воспитание нельзя разделить. На самом деле это обычные дети, судьба которых поставила их в совершенно тяжелое положение », - написал он.

"Не ныть!"


Он создал общину, в которой подростки не только жили, но и работали вместе. Каждый студент мог получить индивидуальную помощь и разностороннее развитие. Главным девизом колонии был: "Не ныть!"


Повседневная жизнь детей состояла из четырех часов занятий в школе, четырех часов работы, а затем содержательного культурного досуга. Вначале мероприятия планировали учителя, но вскоре Макаренко сделал их более ориентированными на учеников.

Он был большим сторонником автономии коллектива. Молодежь в колонии была разделена на факультеты с разными студентами в качестве руководителей, которые входили в командный совет, принимавший все важные решения.

Фото Максима Горького, присутствующего на сельхозработах колонистов. 1926г. Автор: Антон Макаренко. Источник: http://www.makarenko.edu.ru/Fotogorky/fotogorky.htm PD-US
Фото Максима Горького, присутствующего на сельхозработах колонистов. 1926г. Автор: Антон Макаренко. Источник: http://www.makarenko.edu.ru/Fotogorky/fotogorky.htm PD-US


Макаренко способствовал не только командной работе, но осознанию полезности каждого члена общества, терпимости друг к другу и понимании того, что вместе можно достичь большего. Тем самым в сфере педагогической науки появились зачатки демократии и обучению всех руководить, организовывать, управлять и подчиняться.

Ученики


Антон Макаренко поспособствовал перевоспитанию и реабилитации нескольких тысяч самых неисправимых воров и аферистов в активных и социальных граждан сначала в Горьковской колонии, потом в детском доме Дзержинской трудовой коммуны.

Его ученики становились последователями его педагогических идей: Семен Калабин работал в детских домах, Виктор Терский — педагог, написал ряд трудов об образовании, Иван Козлов – автор книги «Педагогический опыт А.С. Макаренко» и другие. Также среди орденоносцев и героев Великой Отечественной войны можно найти его учеников: Леонид Конисевич, Иван Токарев, Василий Цымбал, Алексей Явлинский и другие.


Главным своим изданием
«Поэтической поэмой» Антон Макаренко показал, как «правильное образование» может превратить неуправляемых и агрессивных подростков в достойных, ответственных граждан. Благодаря своим новаторским идеям он приобрел репутацию прогрессивного и талантливого педагога.

Попытки репрессии


Тем не менее, талантливому воспитателю не удалось избежать критики.

Студенческую демократию и способы взращивания чувства чести и долга советское руководство приняло настороженно. Макаренко потерял целый ряд занимаемых должностей.

Также он стал жертвой политического доноса: его обвиняли в критике советской власти. Сумев оправдаться, он избежал ареста, однако до конца жизни находился «под особым надзором».

Филонов Г. Н. "Антон Макаренко" 1994г. Перспективы: Ежеквартальный обзор сравнительного образования (том XXIV, стр. 77-91).
Филонов Г. Н. "Антон Макаренко" 1994г. Перспективы: Ежеквартальный обзор сравнительного образования (том XXIV, стр. 77-91).

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!