Найти тему
Русский как родной

Как «закрутили» задание 9 в ЕГЭ по русскому языку и почему в таком виде его нельзя использовать. Часть 3.

Продолжаем анализировать новую форму задания 9 (предыдущие публикации см. здесь и здесь).

Остается важный методический вопрос, какое же слово считать однокоренным? Ведь однокоренные слова играют важную роль и в правописании о/ё после шипящих в корне слова. Можем ли мы закрыть глаза на процесс опрощения и проверить гласную в ув..ковечить словом век? Считаем ли мы слова кошёлка и кошелёк, президент и президиум однокоренными, несмотря на то, что их современные лексические значения разошлись далеко? Кто определяет, осталась лексическая связь между словами или она полностью утрачена? То есть можно ли проверить гласную в слове об..ятельный существительными байка или краснобай? Или надо согласиться с разработчиками ОГЭ, которое отнесли его к словарным словам (ОГЭ. Русский язык. Отличный результат. М., 2021, С. 184)?

На форумах часто пишут, что убеждать и побеждать сейчас разошлись в лексических значениях, перестали быть однокоренными словами и нельзя в глаголе убеждать безударную Е проверять словом победа. Однако, мы уже это отмечали, из «Словаря морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой следует, что эти глаголы имеют общую корневую морфему -бед- (-бежд-). И как-то произвольно и субъективно у нас получается: одни слова всё еще родственные, а другие уже «расстались». Помню, какая жаркая дискуссия была у моих восьмиклассников по поводу «потерявших» родство замечательный и замечать (заметить).Основной аргумент был: «Замечательного невозможно не заметить»😊 Вот так и хочется процитировать Б.И. Осипова: «в преподавании русской орфографии не следует преувеличивать роль проверки как способа обоснования написаний... Проверка в системе русского правописания, как оно реально сложилось на сегодняшний день, сама требует ревизии на однозначность-неоднозначность и пригодность-непригодность, требует поправок на всякого рода формо- и словообразовательные, а зачастую и этимологические отношения».

Кроме того, как быть с приемом проверки сложносокращенными словами? Корабль – линкор, батальон – комбат, бассейн – Кузбасс и др. (см., например, публикации в журнале «Русский язык в школе» № 4 за 1979, № 6 за 1984, Хрестоматию по методике русского языка. Преподавание орфографии и пунктуации. М., 1995 и др.). Интересные комментарии по этому вопросу можно прочитать здесь. Очевидно, разработчики ЕГЭ его допускают, так как слова корабль, батальон, работа, бригада, гараж, депутат и др. последние несколько лет не встречаются в заданиях.

А может, изменить терминологию или наполнить новым содержанием понятие «близкородственные слова», которое использовала М.М. Разумовская?

Вопросов много… Поэтому и выглядит довольно странной эволюция задания 9 в ЕГЭ. Сначала использовали задание на полностью сформированный навык («В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?» или «В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е»?), а сейчас сделали задание на проверку первичного умения в решении орфографической задачи. В теперешнем виде задание более уместно на ВПР.

И очень смущает отсутствие единой орфографической и пунктуационной «политики» у разработчиков ЕГЭ и ОГЭ (см. пособия «Отличный результат»). Правила отличаются объёмами и содержанием (особенно пунктуация)

Если статья понравилась, проголосуйте за неё. Подписывайтесь на наш канал.

Всем удачи на экзамене!

(с) Автор – Бисеров А.Ю.

Послесловие 1.Судя по содержанию задания 9 в пособии ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. М., 2021, правы оказались читатели нашего канала, определившие, что для правильного ответа достаточно будет хотя бы одной (проверяемой или непроверяемой) безударной гласной в корне. Зачем, правда, использовать одни и те же слова (консервировать, королевство и др.) для правильных ответов как в проверяемых, так и непроверяемых гласных, трудно понять… Одно задание представляется спорным. Уважаемые подписчики, напишите, пожалуйста, в комментариях: допускаете ли вы проверку в слове к..мбинация неизменяемым прилагательным комби, которое зафиксировано в «Русском орфографическом словаре».

Послесловие 2.Среди слов с чередующимися гласными тоже есть сюрпризы в морфемном членении. Многие привыкли к исключениям в этом правиле и не задумываются, что современные словари не выделяют приставку в словах утварь, полог, сочетать, отрасль и т.д. (мы уже писали о псевдоисключениях). Стоит, правда, отметить, что разработчики ЕГЭ не дают исключения в рядах с правильными ответами. В новых пособиях ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. М., 2021 и Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык. Отличный результат. М., 2021 в задании 9 авторы использовали только два исключения: отрасльи сочетать – да и то в дистракторах. Более сложная ситуация с глаголами, в которых есть корни -лаг-/-лож. В словаре А.Н. Тихонова в словах изложить – излагать, обложить – облагать, предложить – предлагать, расположить - располагать приставки не выделяются. А среди правильных ответов в пособиях разработчиков ЕГЭ есть слова: излагать, располагаться. В словах почитатель, почитать (уважать), которые попали в правильные ответы, в словаре З.С. Потихи также не выделяются приставки.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц