В то время как существует мало не аргументов в пользу того, что дети в целом симпатичны, гораздо труднее определить, насколько они умны, поскольку мы не можем измерить их ноу-хау по стандартам развития мозга взрослых. Однако мозг младенцев развивается так быстро, что в первые 3 года жизни они обладают чистым, концентрированным потенциалом. Предположим, что 4-недельный плод формирует новые нейроны со скоростью 250 000 в минуту, и к тому времени, когда ребенку исполнится 3 года, его мозг достигнет 80 процентов объема взрослого и будет обрабатывать около 1000 триллионов соединений между нейронами. Вот 10 умопомрачительных фактов об удивительном детском мозге.
1. ВСЕ ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ " РАНО."
Благодаря размеру среднего человеческого родового канала и тяжелой метаболической нагрузке, которую ребенок возлагает на свою мать во время беременности, голова ребенка может быть только довольно небольшой. Это означает, что дети рождаются с недоразвитым мозгом, который гиперчувствителен к стимулам. Первые три месяца жизни вне матки равны "четвертому триместру”, что может быть причиной того, что новорожденные любят быть плотно обернутыми и хорошо реагируют на громкий шум, которые им напоминают условия жизни в утробе матери.
2. ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ СО ВСЕМИ НЕЙРОНАМИ, КОТОРЫЕ У НИХ КОГДА-ЛИБО БУДУТ.
Предполагая нормальное развитие, здоровый ребенок выйдет из утробы со 100 миллиардами нейронов, почти вдвое большим количеством нейронов, чем у взрослых, в мозге, который в два раза меньше. Это огромное количество нейронов необходимо для огромного количества обучения, которое ребенок должен сделать в первый год своей жизни. В то время как объем мозга удвоится к 3 годам, не все из этих нейронов останутся в живых; синаптическая обрезка происходит с возрастом ребенка, в котором мозг избавляется от «ненужных» синаптических связей, т.е. тех которые были не задействованы в этот период.
3. ПРИ РОЖДЕНИИ ДО 3 ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ САМЫЙ БЫСТРЫЙ ТЕМП РАЗВИТИЯ МОЗГА ЗА ВСЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ.
Хотя вы можете думать, что ваш любимый растет, как сорняк, поскольку пухлое детство уступает место долговязому ребенку, в первые 3 года жизни вашего ребенка его мозг растет быстрее, чем любая другая часть тела. При рождении мозг ребенка примерно на треть больше мозга взрослого человека. За 90 дней он более чем удваивает свой объем, достигая 55 % от своего конечного размера. Мозжечок, в частности, мозговая структура в задней части мозга, участвующая в управлении движением, растет быстрее всех мозговых структур; всего через три месяца он будет на 110 % больше, чем был при рождении.
4. БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЭНЕРГИИ, КОТОРУЮ ТРАТИТ РЕБЕНОК, СОСРЕДОТОЧЕНА В МОЗГУ.
В результате всего этого быстрого развития мозга 60 % метаболической энергии ребенка (в первую очередь потребление глюкозы) тратится на рост тех, кто вскоре станет массивным мозгом. В отличие от этого, мозг взрослого человека использует только около 25 % метаболической энергии организма.
5. МОЗГ РЕБЕНКА ГОТОВИТСЯ К РЕЧИ ЗАДОЛГО ДО ТОГО, КАК ОН ПРОИЗНОСИТ СЛОВО.
Исследование 7-месячных младенцев в Вашингтонском университете показало активацию двигательных частей мозга младенцев, связанных с физическими аспектами речи—областью Брока и мозжечком,—прежде чем они действительно начали говорить. Это говорит о том, что мозг создает переходную основу в процессе, известном как “анализ путем синтеза”, в котором мозг предсказывает моторные движения, которые потребуются для создания звуков речи, и готовится к этому.
6. МОЗГ ДВУЯЗЫЧНЫХ МЛАДЕНЦЕВ ОБЛАДАЕТ БОЛЕЕ СИЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИЕЙ.
Дети, с которыми регулярно разговаривают на двух или более языках, не только способны к изучению любого языка при рождении, но и обладают лучшей исполнительной функцией в более позднем возрасте, в частности способностью контролировать внимание к конфликтующим перцептивным или репрезентативным особенностям проблемы. Другими словами, двуязычные дети обладают лучшим вниманием или концентрацией внимания, что хорошо сказывается на успеваемости в школе и на работе.
7. ФИЗИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ УКРЕПЛЯЕТ СИНАПСЫ МЛАДЕНЦЕВ.
Дети, которые получают регулярные прикосновения, имеют более сильные нейрональные связи и более хорошее общее самочувствие. В настоящее время хорошо известно , что дети, лишенные осязания, страдают от ряда негативных последствий для здоровья, от низкого веса до эмоциональных расстройств, таких как тревога и депрессия. Исследование из 92 детей в возрасте от 7 до 9 лет, которые ранее изучались в дошкольных учреждениях, выяснилось, что у тех, кто получал больше заботы от своих матерей (или опекунов), гиппокамп был толще, чем у тех, кому не так повезло. Более сильный гиппокамп связан с улучшенной памятью, лучшей фокусировкой, способностью удерживать обучение и многим другим.
8. МОЗГ РЕБЕНКА ЗАПРОГРАММИРОВАН ТАК, ЧТОБЫ ОН ПРЕДПОЧИТАЛ ЗАПАХ МАТЕРИ.
Большая часть связей между младенцем и матерью в первые дни определяется запахом и осязанием, более конкретно-связывающим гормоном окситоцином, который может вызывать у людей чувство эйфории и любви. Исследования показали, что младенцы запечатлевают и привлекают запах своей собственной околоплодной жидкости, который помогает им найти сосок своей матери. В течение нескольких дней здоровые дети начинают отдавать предпочтение запаху материнской груди. Одно исследование даже показало, что младенцы, вскармливаемые смесью, все еще предпочитают запах материнской груди запаху своей смеси до двух недель после рождения.
9. НЕЖЕЛАНИЕ РЕБЕНКА РАССТАВАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ СИГНАЛИЗИРУЕТ О РАЗВИТИИ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ.
Матери, которые обнаруживают, что им приходится отрывать от себя внезапно заплакавшего ребенка, когда они готовятся к отъезду, могут с облегчением узнать, что такое поведение является самым ранним признаком развития долговременной памяти.
10. ГИПОТЕРМИЯ МОЖЕТ ЗАЩИТИТЬ МОЗГ НОВОРОЖДЕННОГО.
Новое исследование в детской больнице Лос-Анджелеса новорожденных, получавших лечение от гипоксически-ишемической энцефалопатии —состояния, возникающего, когда мозг лишен адекватного снабжения кислородом,— показало, что индуцирование гипотермии через целенаправленное охлаждение мозга оказывало нейропротекторное действие.
Без лечения у этих детей часто развивается детский церебральный паралич или другие тяжелые осложнения, которые затрагивают до 1 миллиона детей во всем мире. Исследование показало, что гипотермия работает за счет снижения энергетического обмена, но также снижает синтез глутамата и других возбуждающих нейромедиаторов.