Всем добрый день, доброй ночи, где бы вы не находились!
Подъезжая к бензоколонке, любой задается вопросом: "Почему 92й (43,2 рубля) такой дешевый, а 100й такой дорогой (55,66 рублей)". Кто то говорит, что 100й гонят на прямую, кто-то, что 100й добывается при помощи присадок.
- Так что давайте разберемся, как эти присадки выглядят, когда 100й гнали на прямую и для чего вообще нужен 100й бензин, если есть 98?
История высокооктановых бензинов и разница
98 и 100й бензин считаются высокооктановыми, а 92/95 считается обычным, гражданским бензином, в чем разница?
Начнем с основы, а основа любого бензина - нефть, как и в любой сфере деятельности государства - нефть нужно делить по ГОСТу.
И, как мы можем заметить, в таких ГОСТ-ах, как ГОСТ-2084-77 (требование для автомобильного бензина) вообще не существует 98го и 100го бензина. Исходная плотность нефти ГОСТ - Р51105-97 (требование плотности нефти для ДВС) подразумевает наличие 98-го бензина, но плотность при температуре +15С для него точно такая же как и для 95го и 92го. А плотность нефти при определенных температурах это основополагающая характеристика для понимания во что ее гнать, т.к. от нее "пляшут" все остальные показатели. Значит ли это, что 92/95/98 одинаковы? - нет. Смотря в тот же ГОСТ топлива ДВС, бензин различается температурными характеристиками и содержанием серы, а для 98го ГОСТа нет, потому что ГОСТ 79года и менять его не стали, т.к. этот бензин это коммерческий продукт нефтяных компаний и государство его контролировать не стало, хотя на любой нпз вам покажут все требования, так называемые ТУ.
Нефти же все разные и по содержанию углеводоров и по плотности и по месту происхождения, по примесям, но я вас этим грузить не буду, скажу лишь, что в ГОСТах 100го бензина нет. Он есть в ТУ и на прямую не гонится, а добывается другим путем. Идем дальше.
Октан -(С8Н18) это органический алкан содержащийся в нефти, при перегонке он может составлять до 10% содержания, чистку октана проводят мочевинами и ситами. (это нам пригодится).
100ый бензин появился в период второй мировой и первые придумали его немцы еще в 30е годы. Они синтезировали нефть из угля и угольных смол, что позволяло не зависеть от поставок нефти и делать высокооктановое авиационное топливо путем определенной перегонки. Авиационное топливо есть 102-е, 103-е, но как октан может быть больше ста, если это процентное его содержание в топливе?!
Это ГОСТом установлено определенное содержание и если в авиационном топливе октана больше цифры в ГОСТе, значит в процентом соотношении его больше 100%!
В современном мире 98й бензин добывается путем прямой перегонки, но к самому качеству бензина повышенные требования, но официального ГОСТ-а для него нет, есть ТУ на производствах, но его перегонка от 95го ничем не отличается, есть лишь разница в содержании серы и некоторых температурных характеристиках самого бензина, что зависит от нефти.
100й бензин получают из 98го добавлением "присадки", а точнее актилата, что искусственно повышает октановое число.
В принципе, что-то вам знать дополнительно - не надо.
Зачем автомобилю 98й и 100й, куда и когда его лить?
100й и 98й бензин в современных реалиях необходим для турбомоторов из за их высокой нагруженности и степени сжатия. Топливные карты ЭБУ настроены так, что 100й и 98й бензин позволяет избежать детонации при высоких нагрузках внутри самого блока сгорания, они служат именно нейтрализатором таких случаев, 95й же и 92й могут сдетонировать в двигателе, т.к. на искре выделяется больше энергии, чем необходимо для сгорания топлива.
Если заводом изготовителем указан 95й бензин, я все же советую лить 98й, по той простой причине, что в нем меньше содержания серы и другие температурные условия при сгорании топлива да и вашему турбомотору это будет никак не в ущерб.
Если у вас атмосферный мотор - 95го вполне будет достаточно, если он указан заводом изготовителем, а лить октан выше - банально вредно для мотора. Представьте, что вы кидаете в печку сухие и влажные бревна - одни сгорают очень быстро и при постоянном подкидывании остается сажа на трубе, другие горят дольше и сажа копится соответственно также.
Могу лишь посоветовать иногда залить 100й в атмо-мотор, чтобы прочистить форсунки и всю впускную систему, но если они у вас уже достаточно загрязнены, то их такая "операция" не спасет. Современные топливные карты очень расширенные и современный автомобиль сам подстроится под топливо, избегая потери зажигания и детонации.
Так зачем нужен 100й? И почему я лью только его? Начнем с того, что моему зверьку 15 лет и его топливные карты достаточно широки для 2005 года, но ему не "хватает мозгов" самому подстроиться под топливо. Отстраивался я именно на 100ом топливе, т.к, благодаря тому же октану я не беспокоюсь о возможных детонациях при некорректной работе свечей или форсунок, 98й может дать те же гарантии, но не во всех случаях. Да и если у вас "заряженный" авто, то 100й бензин и только 100й бензин.
Однако отстроить турбомотор можно и на 95й, просто это будет долго и топливная система и система зажигания будет ходить меньше, короче все, что вы сэкономите на бензине потом потратите на запчасти:)
Благодарю, что дочитали статью до конца, ссылки на другие мои статьи:
Почему мы слепим встречный поток ближним светом?!
Лада Гранта - бестселлер без конкурента?!
Старый хлам или японская легенда? Toyota Mark 2 - 1,5 года владения, четный отзыв.