Вчера меня попросили дать независимые экспертные комментарии к ситуации в современном образовании. Процесс пошел и, как обычно, не отпускает. Решила поделиться.
Подумала об ученике.
Лишился многих возможностей (не прийти на урок и посидеть в коридоре; смотреть преданно в глаза учителю и думать о своем; прийти на урок с неподготовленными заданиями и надеяться, что «пронесет»; придумывать родителями разные истории о том, как непонятно объясняет учитель, что не дает времени на обдумывание ответа; заниматься любимым делом на другом уроке; дергать за косички подружку, если есть косички; подложить кнопочку учителю; пошуметь на уроке и т.д.).
Появились новые риски (новые ценности; родители всегда рядом; появление себя на экране и взаимодействие с одноклассниками в аватарках; фиксация всех действий и движений; наличие / отсутствие техники для работы; комфортная / не комфортная окружающая среда; отсутствие / наличие выбора; потеря границ в пространстве и т.д.).
Об учителе (мои наблюдения, опыт и действительность).
Лишился многих возможностей (закрытых дверей; «работы» глазами; рассказывать о том, что знаешь; свободы выбора; привычного общения; исключительного отношения к ряду обучающихся; привычной коммуникации; чаепития в учительской; мини-педсоветов с коллегами по интересам; посиделок в лаборантской; выстраивать урок по собственному усмотрению; думать, что всегда прав…).
Появились новые риски (новые ценности; открытость учебного процесса и ответственность за каждое слово; открытость всему миру; появление себя на экране и взаимодействие с обучающимися через аватарки; обилие инструментов; срыв учебного занятия из-за несовершенства инструментария; нескончаемый поток вопросов от родителей; формирование или отбор контента для учебного процесса; потеря границ в пространстве и т.д.).
Какие пути могут способствовать повышению качества учебного процесса, снижению стресса как у учителя, так и ученика, изменению отношения всех участников образовательного процесса к уникальному, по своей сути, дистанционному обучению? На мой взгляд:
1. Цифровые инструменты принять как технические средства обучения в современных условиях. Акцент делать на технологии организации обучения, методах и приемах организации учебного занятия.
2. Образовательная организация должна иметь единую точку входа (не путать – с одинаковой для всего мира) для участников образовательного процесса и возможность профессионально продуманного и отобранного (обновляющегося периодически) многообразия инструментария у каждого учителя (в зависимости от предметной области. Отбирать инструментарий сообразно целям.
3. Учитель в выборе цифрового инструментария руководствуется его особенностями и возможностями для решения конкретных дидактических задач, определяет смысл использования.
4. Структура учебных занятий в условиях дистанционного обучения может отличаться в различных школах / параллелях / на различных дисциплинах. Копирование очного расписания и его исполнение становятся невозможными в дистанционном обучении, так как это снижает результативность учебного процесса и не способствует развитию обучающихся.
5. Учитель получает возможность корректировать структуру занятия в зависимости от цели и развивающейся ситуации, в том числе на учебном занятии.
6. К каждой дисциплине необходимо разработать перечень знаний, необходимых для ее изучения (в том числе из других дисциплин); сформировать банк материалов для ликвидации возникающих дефицитов (что может мешать в освоении и развитии). Из практики: именно наличие таких дефицитов часто становится преткновением для последующего изучения предмета. И часто не учитель вина в этих пробелах (возраст, любовь, ситуация в классе, предпочтения учителя или ученика, семейные проблемы и т.д.).
7. Учить обучающих / обучающихся как учить / учиться дистанционно, не рассчитывая, что все уже все знают. И делать это для каждой возрастной группы учеников и их родителей. И не только в целом, но и по предметам (есть везде свои особенности). Учить на практических кейсах практикам.
8. Ввести курсы актерского / ораторского мастерства для учителя (для поиска учителя себя на экране, места для рук, постановки голоса, перемена картинки и т.д.) в условиях дистанционного обучения (работа на камеру).
9. Вести тренинг по организации самостоятельной работы и учителя и ученика. Задуматься над типами и видами организации самостоятельной работы со стороны деятельности ученика. Задуматься над домашними интегрированными междпредметными заданиями.
10. Ввести для всех участников образовательного процесса постоянно действующие вебинары по формированию стрессоустойчивости в дистанционном обучении (научить действовать в различных ситуациях: нет интернета, нет возможности подключиться к учебному занятию, не загружается работа, не работает микрофон, не работает компьютер и т.д.).
11. Вести регулярно семинары по включению в учебное занятие материалов из различных источников (Яндекс.Учебник; МЭШ; Учи.РУ; ЯКласс и др.). Учиться набирать «свой» контент.
12. Развивать институт дистанционного наставничества (по запросу).