Это неоценимо!
Кабус бен Саид Аль Саид был султаном Омана без малого 50 лет — вплоть до своей смерти 10 января 2020 года. Он взошел на престол на британских штыках, сместив собственного отца в результате дворцового переворота.
Но молодой правитель, придя к власти, не почивал на лаврах, окружая себя роскошью, как многие султаны.
Его правление буквально преобразило страну, которая стала одним из образцов просвещенной монархии. Кабус — так кратко именуют его в арабском мире — превратил феодальный рабовладельческий Оман, недавнюю колонию, в самое стабильное государство арабского мира, которое сравнивают с Сингапуром и Норвегией.
За возможным исключением случая с Сингапуром, трудно представить себе другого лидера, который оказал бы большее влияние на свою страну, чем Кабус в Омане.
Оман – маленькая страна и, хотя она находится в нефтеносном регионе, золото там прямо из под земли не течет. Нефть составляет немалую часть экономики Омана, но султан за годы правления много средств вкладывал в банковский бизнес, в туризм, в промышленность и в сельское хозяйство.
Султану — власть, народу — деньги, иностранцам — толерантность
Кабус был мудрым и осторожным правителем, умело лавировавшим между соседними гигантами, каждый из которых был бы не против поживиться оманской нефтью. Кабус поддерживал хорошие отношения с Ираном и с Израилем, проводил широкие реформы, но продолжал оставаться абсолютным монархом с неограниченными полномочиями.
Он занимал посты премьер-министра, министра обороны, министра финансов, министра иностранных дел и председателя Центрального банка.
Править, но не шиковать
Для проведения прогрессивных реформ оманский султан не тратился на собственное возвеличивание. За почти 50 лет правления он снискал славу этакого мудреца-затворника. Было отменено рабство, в стране появились первые средства массовой информации, началось строительство асфальтированных дорог — к 1970 году в стране их было лишь десять километров.
При этом доходы от добычи и экспорта нефти, которую обнаружили в Омане в 1964 году, султан направил не в личную казну, а на социальное обеспечение населения.
Люди султана не просто любят, они его боготворят! — И это их отношение — благодарность за то, что он сделал. В каждом офисе, отеле обязательно висит портрет монарха. Его величеству посвящают песни, в магазинах продают шарфы с его профилем, даже наклейки на телефон.
При Кабусе экономика Омана переориентировалась на все слои общества.
Были построены сотни новых школ (в 1970-м их было всего три) и медицинских учреждений; образование, в том числе высшее, сделали бесплатным, как и медицину. По качеству дорог Оман вышел в число лучших стран. Кроме того, если совершеннолетний гражданин страны не имеет собственных средств на покупку дома, государство ему помогает. В малонаселенных районах сейчас можно видеть свежепостроенные поселки с инфраструктурой для комфортной жизни — они предназначены для малоимущих.
В Омане три миллиона собственного населения и, по данным на 2015 год, 1,8 миллиона мигрантов. Большинство из них — выходцы из Пакистана и Индии. В ОАЭ индусов и пакистанцев не меньше, но местные арабы относятся к ним даже хуже, чем к людям второго сорта, и нисколько этого не скрывают. В Омане нет ничего подобного: жители равно толерантны и к европейцам, и к азиатам, и к африканцам. В отличие от ОАЭ, они совершенно не брезгуют работать с мигрантами из Индии или Пакистана на равных должностях — например, водителями или продавцами. Правда, зарплата у оманца будет куда выше, чем у мигранта, но таковы нюансы государственной политики.
Гуманный нейтралитет
Во внешней политике Кабус старался подружиться со всеми державами, имеющими влияние в арабском мире. Он стремился к роли этакого постоянного посредника: например, единственным из арабских лидеров признал в 1979 году мирный договор между Египтом и Израилем. После установления в Иране исламской республики Кабус приложил массу усилий, чтобы наладить отношения с режимом аятолл. Кабус пытался быть посредником и в урегулировании конфликта между Ираном и Ираком в 1980-1988 годах.
Хотя Оман предоставил войскам США свою территорию во время операции «Буря в пустыне», Кабус наладил отношения с иракским президентом Саддамом Хусейном. После его свержения и казни в 2003 году в Омане возник культ иракского лидера. Портреты Саддама часто можно видеть рядом с портретами Кабуса. Для оманцев он — символ арабского лидера, который остался верен своим идеалам. Впрочем, это не государственная позиция, а стихийная инициатива масс, которой правительство никак не мешает.
Когда на йеменском острове Сокотра возникла угроза голода из-за прекращения снабжения с материка, Оман регулярно поставлял гуманитарную помощь на остров собственной авиацией.
Из-за этого конфликта Оман принял много йеменских беженцев.
По привычке ожидаешь, что они живут неподалеку от границы в типичных палаточных лагерях, окруженных заборами с колючей проволокой, где дети бегают в пыли, а женщины просят подаяние. Ничего подобного: йеменские беженцы расселяются в поселках и городах, находят работу, снимают жилье и помогают своим семьям, оставшимся на родине. Их присутствие совершенно не влияет на криминогенную обстановку. Здесь также надо заметить, что Оман вообще одна из самых безопасных стран в мире — этому не мешает ни обилие мигрантов, ни затянувшаяся в соседнем Йемене война.
«Арабская весна» в Омане.
Конечно, волнения и «арабская весна» — серия волнений и госпереворотов в Северной Африке и на Ближнем Востоке в начале 2011 года — не обошли стороной и Оман. В стране тоже прошли демонстрации, вот только направлены они были не против султана, а против коррупции чиновников. Протестующих разогнали, некоторых осудили, но вскоре амнистировали. При этом Кабус пообещал предпринять серьезные действия по искоренению коррупции.
За всю свою жизнь покойный султан Кабус был женат однажды и всего три года — с 1976-го по 1979-й. Официальных наследников он не имел. Новым султаном местная элита выбрала министра культуры и национального наследия Хайсама бен Тарека Аль Саида, который является представителем той же династии, что и Кабус.
Оман, несмотря на реформы, которые вывели его в число самых передовых стран, все-таки остается восточным государством, поэтому интриги по-прежнему являются неотъемлемой частью его внутренней политики. Поэтому, останется ли Оман при новом руководителе "удивительной, богатой страной", покажет время.
Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.