Найти тему
NEOVOLT

Почему в аккумуляторах невозможен заряд выше 100%?

Оглавление

🔋 Neovolt.ruБлогБаза знаний

Что останавливает зарядку литий-ионного аккумулятора, и как инженеры определяют, где у него 100%, а где уже отсечка 101%? Почему производители так решительно стремятся этого избежать?

Электроника на литий-ионных аккумуляторах (от смартфонов до шуруповёртов) получает заряд 100 процентов, после чего останавливается подача питания. Процесс автоматизирован и зависит от напряжения на батарее. Управляет им BMS-контроллер.

Но почему бы не дать заряд больше 100%? Ведь сегодня любой вам скажет, что смартфон или фитнес-браслет, что едва доживает до конца рабочего дня — это бесполезная игрушка.

Гаджет что — взорвётся? В самом деле риски повреждения аккумулятора велики. А повреждённый или неисправный аккумулятор — это микроскопическая бомба.

Взгляните, какие особенности технологии Li-Ion должны учитывать инженеры при проектировании зарядки.

-2

Что значит зарядка 100%? И как она останавливается?

Литий-ионные батареи отличаются по химическому составу, конструкции, размерам. Их характеристики зависят от запитываемого устройства.

Например, в смартфонах из-за массовости требуется максимальная безопасность. В них применяется сложная схема с программированием управления скоростью и уровнем отсечки зарядки. Тоже самое касается и электромобилей.

Аккумуляторы любого типа имеют физический (или, вернее, химический) предельный уровень, сколько заряда они могут «забрать» и удержать. Следует ограничивать заряд литий-ионных аккумуляторов до уровня ниже их общей ёмкости, чтобы дольше служили и были безопаснее.

Итак, для чего ограничивают заряд батареи?

  • Аккумуляторы физически способны удерживать ограниченный уровень заряда;
  • превышение физических возможностей дестабилизирует химические реакции;
  • значительно падает уровень безопасности и уменьшается срок службы изделия.

Компоненты BMS (системы управления батареей) представляют собой контроллер. Он устанавливает соответствие стопроцентного заряда уровню отсечки.

💡 Этот уровень всегда немного ниже химического предела реакции на перезаряд.

Проще говоря, если вы видите на своем устройстве заряд 100 процентов, то реально это ~90% от физической способности аккумулятора полностью зарядиться. То есть он не заряжается выше 100% по индикатору, диктуемому BMS-контроллером, и выше ~90% по реальным химическим параметрам элемента.

-3

Как инженеры определяют момент, когда показывать заряд 100% и запускать отсечку зарядки аккумулятора?

Зайдём в дебри теории и начнём с «Древнего Рима». Мы с вами знаем, ионы лития при зарядке аккумулятора перемещаются от катода к аноду. Катод выполнен из материала, который включает смешанный оксид лития и переходного металла (LMO, LiMn2O4). Он способен отдавать литий пока кристалл не потеряет целостность.

❌ Потеря лития может привести к соразмерной потере кислорода в кристалле.

Катод залит легковоспламеняющейся жидкостью. Потеря кислорода на катоде приводит к реакциям, которые сопровождаются опасным нагревом и тепловым разгоном.

Если инженер допустит полное отделение лития от катода, то возникает риск быстрого износа и даже самовоспламенения батареи.

-4

Это основная причина, почему инженеры должны находить критическую точку и ограничивать заряд ниже её отметки. Но как узнать, где тот самый момент?

Определение критической точки заряда

  • Предельный уровень заряда определяется конструкцией по балансу массы катода и анода.
  • Контроль ведётся по напряжению (с отключением по отсечке) или по потребляемому току (кулоновский счёт).
  • Этот контроль выполняет управляющая плата (PCM/PCB), встроенная в аккумулятор, либо система управления батареей (BMS).
  • Они выполняют роль защиты от перезаряда аккумулятора выше заданного предела (по напряжению или ёмкости), поскольку это запрещено соответствующей схемой.
-5

Некоторые устройства (новые модели смартфонов, планшетов, многие даже старые ноутбуки) делают «паузу» до тех пор, пока элемент питания не разрядится ниже 95%-98% — то есть не дают образовываться вредным для срока службы микроциклам.

В большинстве случаев всё обстоит условно проще. Когда достигается заряд 100 процентов на литий-ионном аккумуляторе:

  1. его питание прекратится,
  2. внутренние сопротивления уменьшатся,
  3. напряжение упадёт до номинального уровня в соответствии с удерживаемым зарядом.

После этого даже если аккумулятор останется подключённым к заряднику, он продолжит разряжаться от заданной отсечки и подзаряжаться до её уровня.

Затронутые темы: Характеристики | База знаний производство | Li-Ion | Li-Poly | Научно-популярное