Его почти единодушно называли очень дурным человеком, его — аббата Базиля Фуке, младшего брата суперинтенданта финансов Николя Фуке. Когда в романе "Виконт де Бражелон" Александр Дюма описывал его человеком вздорным, мстительным, расточительным, совершенно неразборчивым в средствах, предводителем десятков головорезов, готовых за деньги на все, он не слишком преувеличивал. Скорее, он преуменьшал. Да, с Дюма такое случалось — слишком уж безбашенно выглядело поведение людей XVII века, чтобы писатель века XIX описал все это в романе и читатели не заявили, что такого не может быть, потому что не может быть никогда.
О чем же умолчал Дюма?
Да, собственно, о том, что Базиль Фуке — аббат Фуке — был агентом Мазарини и возглавлял его тайную полицию.
Неожиданный поворот, правда?
Что представляют люди при словах "Тайная полиция"?
Что-то из шпионских фильмов и современных детективов?
Напрасно. Аббат Фуке жил в XVII веке, когда политика очень часто принимала вид дурного балагана. И, кстати, служить министру в те времена вовсе не означало служить Франции. Частенько это даже не означало служить министру. Как вельможи частенько путали королевскую казну с собственным карманом, так и агенты даже не пытались отделить государственные интересы от собственных страстей. Точнее, второе они частенько прикрывали первым.
Аббат Фуке очень не ладил с господином де Гонди, вошедшим в историю как кардинал де Рец. Дюма изобразил Реца в романе "Двадцать лет спустя" (коадъютор, которого терпеть не мог Арамис). Тот был то фрондером, то сторонником двора, оставил после себя очень интересные мемуары... Так вот в этих мемуарах Рец утверждал, будто Базиль Фуке предлагал Анне Австрийской убить его. Королева отвергла это предложение, но вот Рец пообещал аббату Фуке поколотить его палками (правда, не выполнил обещание).
Или вот, взгляните — очаровательная женщина Елизавета-Анжелика Монморанси-Бутвиль, герцогиня де Шатильон. Младшая дочь того самого Монморанси-Бутвиля, который был обезглавлен за то, что дрался на дуэли прямо под окнами Ришелье. Между прочим, фрондерка. Ее обвиняли в том, что она наняла человека убить кардинала Мазарини.
Не сразу, но была арестована и отправлена в Бастилию.
Логично?
Да, вот только там она не осталась. Дело в том, что в нее влюбился Базиль Фуке, который убедил Мазарини, что для дела достаточно держать герцогиню под домашним арестом. Ну, а сам он все время проводил с арестованной, которая стала его любовницей. Нет-нет, не в благодарность за спасение, не думайте, а потому, что аббат Фуке нашел очень опасные для герцогини письма, которые позволяли держать ее в своей власти. Банальный шантаж!
Герцогиня паинькой не была, да и с честностью была не в ладах, а уж в личной жизни демонстрировала полную неразборчивость. Очередной поклонник добился освобождения фрондерки и высылки из Парижа (но и после высылки аббат Фуке ее не оставлял). В результате, навестив столицу, герцогиня решила избавиться от опасных писем. Когда Базиль Фуке отсутствовал дома, она пробралась к нему, нашла письма и уничтожила.
Оцените ситуацию, в главе тайной полиции не представляет сложности пробраться без его ведома, да еще и найти документы, которые, казалось бы, надо хранить как зеницу ока!
Но не менее интересна и реакция аббата. Обнаружив пропажу писем, он сразу понял, кто это сделал, помчался к герцогине и с порога принялся ей угрожать, обещая отрезать нос! Потом он перебил свои подарки — зеркало и хрустальный подсвечник — и удалился.
Происшествие наделало много шума, так что в дело вмешалась Анна Австрийская, которая помирила любовников.
Спросите: "Что это было?!"
Просто жизнь XVII века.
Когда вы читаете фэнтезийные романы, в которых вельможи ведут себя, как учащиеся самого дурного ПТУ, а государственные деятели напоминают истериков, не обвиняйте авторов в том, что они не знают истории. Возможно, они и правда ее не знают, но при этом попадают в точку.
Но вернемся к нашему герою. Смерть Мазарини оставила его не у дел. Умирая, кардинал вообще посоветовал Людовику XIV призвать братьев Фуке — Николя и Базиля — к порядку. Однако, хотя Базиль больше не был на службе, его образ жизни не менялся. Головорезы, любовницы, злые проделки и мотовство. В общем-то, высылка Базиля Фуке после ареста его старшего брата Николя Фуке была совершенно оправдана. Что способен был наворотить этот человек, не знал никто, временами, даже он сам.
При этом Жан-Батист Кольбер никакой неприязни к Базилю Фуке не испытывал, в некоторой степени он был даже ему благодарен, так как младший Фуке немало болтал о том, что его старший брат вор. И все же порядок есть порядок — сослали тебя, так и сиди тихо в ссылке!
В подложных мемуарах господина д'Артаньяна довольно много страниц посвящено тому, как Кольбер пытался поймать Фуке на нарушении режима ссылки. Так как мемуары переведены на русский язык, вы можете насладиться этой историей — она находится в третьем томе.
А чем все закончилось?
Основательно подурив, став участником многих авантюр и безумств, Базиль Фуке наконец-то утомился и в 1678 году удалился в принадлежащее ему бенедиктинское аббатств Барбо (а всего у него было 3 аббатства). В этом монастыре в 1680 году он и умер.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1
Путеводитель по каналу. Часть 2