Найти тему
Сказки бабы Мани

Где живут болотные огоньки и зачем им души самоубийц: чувашский фольклор

Оглавление

Чувашская мифология богата на различную нечисть. Оно и не мудрено. Очень долгое время чуваши оставались язычниками: задабривали злого духа Кереметь, украшая особые деревья ленточками, оставляли угощение арҫури (лешему) и строго-настрого запрещали употреблять много пива. Даже в сказках есть упоминания о том, что любителей алкоголя на чрезмерное увлечение хмельным напитком толкает шуйттан (черт), который то работать наймется и ходит в варежках, то просто присоединяется к застолью.

Патак пущ обитает на болотах. Это нечисть, забирающая самоубийц и людей, погибших насильственной смертью
Патак пущ обитает на болотах. Это нечисть, забирающая самоубийц и людей, погибших насильственной смертью

Одним из таких фольклорных элементов является «патавкабусь». Так его прозвали в Энциклопедии чудес, загадок и тайн и перевели как «летающая голова» или «птица-голова». Хотя я слышала и другие названия, например, «патаклӑ пуҫ» (читается как патАкла пущ), что в дословном переводе – «голова на палке».

Кто такой патавкабусь

Согласно чувашской мифологии, это существо – летающая нечисть. Она внешне очень похожа на вӗри ҫӗлен (нечисть, которая в виде огоньков поднимается с кладбища и приходит в дом горюющей вдовы, подробнее об этой нечисти уже написано в другой статье; ссылку оставлю в самом низу). Сноп искр и огоньков поднимается в воздух в виде змея. У головы находятся большие световые шары. По мере приближения к хвосту они уменьшаются. На этом сходства заканчиваются.

Блуждающие огоньки патаклӑ пуҫ живут на болотах и забирают души самоубийц, которых запрещено хоронить на православном кладбище, или людей, умерших насильственной смертью. Чаще всего они летят прямо в деревню, чтобы забрать на болота души прямо из дома.

Считается, что патаклӑ пуҫ собирает армию для масштабной битвы в конце времен. Вот только кто будет противостоять нечисти в данной схватке не уточняется.

Кстати, говорят, что патавкабусь – в переводе с мордовского означает «летающая голова». С этим языком я мало знакома. Однако, в словаре русско-мокшанском слово «летающий» - лиенди, а «голова» - пря, перен. На патавкабусь не очень похоже, больше напоминает чувашский «патаклӑ пуҫ». Если кто-то знает мордовский, поправьте меня.

Ареал обитания патакабуся

В литературе можно найти упоминания о месте обитания патакабусь. В 1984 году экспедиция И.Вавловича и К.Серебреницкого обнаружила пещеру, похожую на отвесной колодец. Она находится в Самарской области, неподалёку от села Старая Рачейка.

Старожилы сообщили, что именно там обитает эта нечисть. Днем патакабуся скрывается в пещере, а ночью шастает по болоту и является в близлежащие деревни.

Опуститься и изучить пещеру участникам экспедиции не удалось из-за отсутствия необходимого оборудования. Говорят, что все местные жители видели те самые блуждающие огни на болотах.

Интересно, что в Чувашии про патаклӑ пуҫ особо не говорят. Например, от выходцев Шумерлинского, Батыревского и Ибресинского района я не слышала о существовании такого фольклорного элемента. Чаще всего о нем упоминают жители Алатыря, но сейчас уже немногие знают о нем. А вот интернет почему-то кишит сообщениями о том, что эта нечисть обитает в Жигулевских горах.

Ещё больше статей о чувашском фольклоре: