Положительный опыт боев штурмовика с немецкими бомбардировщиками типа Ю-87 побудил руководство страны создать на базе Ил-2 истребитель.
В мае 1943 г. вышло постановление Государственного Комитета обороны СССР по вопросу постройки бронированного одноместного истребителя на базе Ил-2, который должен был воевать на малых и средних высотах.
"Для борьбы с бомбардировщиками и истребителями противника считать необходимым часть самолетов Ил-2 превратить в истребители с ограниченной скоростью пикирования, для чего уменьшить полетный вес самолета Ил-2, сняв с него бомбовую нагрузку, PC, пулеметы ШКАС, превратить его из двухместного в одноместный и улучшить его аэродинамические свойства..."
В июле 1943 г. ОКБ Ильюшина представило на государственные испытания одноместный истребитель-бомбардировщик Ил-2И с двигателем АМ-38Ф. Его крыло усилили, сняли пулеметы ШКАС, бомбардировочное вооружение внутренних бомбоотсеков и узлы крепления к крылу реактивных снарядов. Заделали люки подхода к пулеметам и вырезы под бомбоотсеки. Это снизило боевую ценность самолета как штурмовика. Всего машину облегчили на 760 кг.
Остались только две пушки ВЯ-23 с боезапасом по 150 снарядов. На наружные бомбовые замки могли быть подвешены две бомбы массой по 250 кг.
Самолет с нормальной полетной массой 5383 кг достиг максимальной горизонтальной скорости 415 км/ч (у земли 401 км/ч) на высоте 1300 м, то есть скорость опытного одноместного Ил-2 превышена не была. Возможно из-за недостаточно тщательной отделки поверхностей самолета. Скороподъемность он показал 500 метров в минуту.
Тем не менее на высотах до 4000 м он легко мог атаковать бомбардировщики Ю-87 и Хе-111, а также транспортники со всех направлений.
Но на равных воевать с более скоростными фронтовыми бомбардировщиками (Ю-88 и До-215), а также истребителями противника Ил-2И не мог, поэтому серийно не строился.
Более эффективно могли применять не переделанные штурмовики опытные пилоты, они могли вести наступательный бой против Ю-87, постоять за себя при атаке Ме-109. Да и наносить по наземным целям более эффективные удары у них узлы под бомбы и реактивные снаряды, в отличие от Ил-2И не убирали.
По моему мнению, нужно было строить уже другой самолет на основе мотора АМ-38Ф с двумя пушками и подвесками под реактивные снаряды и бомбы. Полностью цельнометаллический, а не полудеревянный как Ил-2, да и от тяжелого бронекорпуса по идее надо было отказываться, заменить его на плитки навесной брони.
Советская авиационная броня была прочнее, чем та же немецкая гомогенная стоявшая на "Фокке Вульфах" 190A-8. Соответственно плитки были бы тоньше, чем у немцев, а защита на хорошем уровне.
Спасибо за прочтение.