Картину, красочно описанную Русланом и Олегом Нефедовым, члены экспедиции увидели своими глазами. Первым приземлился на неровный пол коллега Нефедова геолог - Барков. Следом спустились на грунт зоолог Зотов, затем Андрей Зладин со своими лопаточками и щеточками для вскрытия шурфов и последним – Нефедов с фотоаппаратурой.
Они находились в просторной карстовой пещере довольно больших размеров: в длину примерно метров двести, в ширину – восемьдесят. Каждый занялся без лишних разговоров своим делом. Археолог, после установления специального освещения, начал с тщательного обследования поверхности курганов и насыпей. Нефедов вместе с Барковым измеряли пещеру, фотографировали и тщательно все записывали в походный журнал.
Зладин начал с обследования поверхности курганов. Чуть дальше от насыпи лежал почти не тронутый тлением офицерский мундир. Такие мундиры носили при Николае II, в конце девятнадцатого века. Рядом лежала переметная сума – хурджин, ткань которой почти не потеряла первоначальной своей яркости – сквозь пыль проступал яркий восточный орнамент. Возле узорчатого мешка заметил длинный пояс с кисточками,- дальше деревянное, обшитое кожей седло с высокой лукой, металлическое стремя.
Зладин внимательно осматривал мумифицированные останки людей, лежавших как на осыпи, так и недалеко от нее, их было больше десятка, но подсчетом он не стал заниматься. Его привлекла мумия, на которой был халат. Он присел, осмотрел со всех сторон, перевернул. По вороту халата шла незатейливая кайма, именно по ней можно датировать, хотя бы примерно, останки. На затылке у мумии спелеолог увидел незаметную рану. В эту минуту Андрей понял, что следы насильственной смерти можно обнаружить на всех раскиданных по пещере мумиях.
Еще вчера у Андрея мелькнула мысль, что ничего сверхъестественного в том, что в пещере находятся останки людей – нет. Вернее всего, это место либо ритуального захоронения, либо кладбище жертв, случайно угодивших в природную ловушку. Но то, что было в кургане, однозначно опровергало эту гипотезу.
Он начал внимательно разбирать, косточка, за косточкой, насыпь – плотно спрессованный слой костей и мумий.… Стало очевидным, что жертв, погребенных внизу, гораздо больше, чем допускалось для пещеры-западни. Если и можно согласится с тем, что верхние останки и предметы быта попали в пещеру по воле рока, то нижние, утрамбованные наверняка попали сюда не случайно. Подобная пещера – если разбойники изучили расположение провалов – могла служить надежным укрытием или местом дележа добычи.
Каждый предмет, который брал в руки Андрей, рассказывал ему страшную историю гибели человека.
Нефедов стоял у сталагмита и смотрел, как его друзья делают последние пометки в блокнотах. Работа подходила к завершающей стадии: все находки были аккуратно уложены и упакованы. Связь была отличной, Олег сообщил Надежде о том, что все спелеологи живы и здоровы. Группа собирается подниматься на поверхность. В этот раз подъем занял меньше времени, чем первый. Да и второй колодец был более удобен. Когда все поднялись на поверхность и были вытащены реликты, их ожидал приятный сюрприз - Руслан наладил канатную дорогу. Уставшие, но удовлетворенные спелеологи с комфортом спустились в лагерь. Азиатская ночь вступила в свои права.
Приподнятое настроение не покидало ни одного члена экспедиции. Все радовались, как дети удачному спуску. Даже Юля от души смеялась, над шутками Руслана, а ее смех звонким бубенчиком отражался от скал, эхо подхватывало общее веселье и уносило далеко в горы. Руслан бегал по всему лагерю в какой-то накидке, перевязав себе, левый глаз и пытался пугать женщин.
Зоолог-Зотов рассматривал мумию какого-то животного, Барков камни, Зладин, взяв лупу, осколки терракоты. Все шутили и балагурили, чувствуя, что надежды , которые втайне возлагать на пещеру – оправдались.
Ужин оказался вкусным и сытным, все наперебой хвалили Юлю за стряпню.
После долгих споров, решили, что следующий спуск проводить, завтра, ближе к обеду и останутся в пещере почти 18 часов.
На поверхности будут, лишь Юля, Надежда и Руслан, которые очень возмущались, но покорились под общим натиском.
Все страхи были забыты, Олег Иванович, понимал, что оставлять на поверхности, лишь женщин, да молодого парня очень опасно, но находки, которые, были подняты со дна пещеры, обещали сенсацию и не одну.
Нефедов решил рискнуть. Но свои опасения Олег Иванович держал при себе, боясь, как говориться «накаркать».
Каждый член экспедиции помнил о предыдущем неприятном случае в пещере, но второй спуск буквально всех окрылил.
Решения были приняты, оборудование подготовлено и все разошлись по палаткам- спать.