Тема государства и государственного устройства всё чаще всплывает в информационном поле.
"Государство нам должно.., если б не это государство, сейчас бы.., государство не позволяет.., это не ко мне вопрос - это к государству.., государству надо делать то-то.., надо спасать государство.., государственные интересы.., государство хочет меня убить..." и т.д. и т.п.
На мой взгляд, не столько важно что именно говорят, сколько то, что об этом говорят вообще. Потому что раньше обсуждать это было не принято и считалось уделом "профессионалов". Это означает, что уровень понимания, вовлечённости и осознания важности этой темы значительно вырос за последние годы.
Потому хотелось бы разобраться в этих вопросах.
Что такое государство?
Почему одно отличается от другого и нет двух одинаковых?
Нужно ли государство как таковое вообще?
Если да, то зачем оно нужно и, главное, кому?
1. Откуда взялось?
Начнём с того, что никакое государство само по себе появиться не может. Это результат определенного процесса. Причём, процесса, требующего немалых сил и ресурсов.
Государство - это результат развития культуры определенного народа, проживающего на определенной территории. Это система жизнеобеспечения, соответствующая уровню развития культуры этого народа.
Государство появляется тогда, когда в культуре народа вызревает понимание того, что какие-то вещи необходимы, но их невозможно сделать одному, семьёй, группой людей или отдельным сообществом - только всему народу в целом.
Государство в этом плане - инструмент реализации тех функций, которые отдельные люди и группы реализовывать не могут и народ делает это сообща в интересах всех.
Но одного понимания недостаточно.
Должен быть в распоряжении достаточный для организации и поддержания этого государства ресурс, в том числе количество населения.
2. Что нужно?
Например, обеспечение безопасности территории и населения на ней.
Для обеспечения безопасности нужно некоторое количество людей, а также необходимы определенные технические решения. Их нужно придумать, спроектировать, разработать, произвести. Творчество, проектирование и разработка требует людей. Также надо обеспечить производство работниками, энергией, теплом, нужными материалами и сырьём, которые придётся добывать и перерабатывать. Для этого необходимо создать производства материалов, оборудования, организовать добычу ресурсов, для чего также необходимы определённые технологии.
Всё это требует большого количества людей и для этого нужны знания - так приходим к необходимости всеобщего образования. Для чего нужно построить школы, университеты, институты, техникумы - систему, также требующую людей. Это образование должно отвечать определённым требованиям и давать набор знаний, достаточный для создания, поддержания вышеперечисленных процессов.
Этим людям необходимо что-то есть, одеваться, соблюдать гигиену и т.п. Отсюда проистекает необходимость различных отраслей производства товаров народного потребления.
Всё это надо как-то перемещать в пространстве, обеспечивать перетоки продукции, сырья, материалов. Нужна логистика. Своя для разных случаев. Хранение, переработка, сборка, разборка, доставка, распределение и учёт. Нужен транспорт и инфраструктура на воде, на земле, в воздухе, под землёй.
Чтобы вся масса производств могла эффективно работать, ей необходимо обеспечить сбыт продукции. Потребители, в конечном счёте, тоже люди. Чем больше и сложнее производство, тем большее количество потребителей требуется для обеспечения его рентабельности и эффективности. Именно это обстоятельство стоит в основе необходимости экспорта. Либо нужно достаточное количество своих потребителей. По некоторым расчетам для эффективного существования и развития полного цикла всех производств необходим рынок сбыта порядка 500млн человек.
Люди должны быть здоровы, а потому нужно следить за их физическим состоянием. Необходимо лечение болезней, но так как болеть - неэффективно, то отсюда и профилактика различных заболеваний.
Чтобы всё это изучить, создать, чтобы было понятно что и как именно делать, спрогнозировать ситуацию на будущее, нужна наука. Точнее много разных наук.
И так далее, и так далее...
3. Как регулировать?
Как мы видим, нельзя рассматривать какую-то область деятельности человека в отрыве от остальных. Соответственно, и государство должно учитывать все области жизнедеятельности в своей работе в единой связке множества процессов.
И в эти процессы, так или иначе, должны быть вовлечены все.
Для того, чтобы каком-то образом приходить к определенным решениям, людям надо проблемы и перспективы развития между собой обсуждать, выбирать и как-то договариваться. Когда этих вопросов много, появляются различные сообщества, занятые интересующими их вопросами и их развитием. В том числе формализованные - фонды, товарищества, союзы, общественные объединения, партии. Это всё - инициатива людей, граждан. Появляется так называемое гражданское общество.
Сообществам необходимо отстаивать свои интересы и согласовывать свои интересы с другими, а также учитывать запросы граждан, для этого ими создаются инструменты по обеспечению взаимодействия их между собой и со всем остальным обществом. Так реализуется политика.
Когда разных процессов становится много, то, как и в любой организации, появляется необходимость как-то деятельность регламентировать. Появляются различные законы, которые призваны сохранять установившиеся нормы и правила игры. А также инструменты, которые позволяют их разрабатывать, принимать, внедрять, реализовывать и контролировать их соблюдение, а также корректировать в соответствии со стоящим целями и задачами.
И этим тоже в интересах всего народа может заниматься только государство. Создаются различные структуры, отвечающие за определенные сферы жизни государства - законодательные, исполнительные, судебные, силовые органы.
Всё в государстве должно быть взаимосвязано и не может быть само по себе без ущерба всей системе.
4. А надо ли всё это?
Естественно, этого всего можно не делать, а просто купить. Купить технологии, еду, воду, завезти работников и т.п. Такой подход частично уже в нашей стране использовался однажды. Подобный подход использовался в позднем СССР, когда на доходы от углеводородов покупали товары народного потребления. Так теперь делают некоторые страны бывшего СССР.
Можно и так. И тогда непременно возникнет вопрос о независимости такого государства и его суверенитете.
Если у тебя нет развития какой-то отрасли народного хозяйства - тебе придется искать замещение на стороне.
Если у тебя нет своего оружия - тебе его дадут и твоя безопасность будет в руках того, кто его произвёл и продал тебе. А будет ли она?
Если у тебя нет своих технологий - твои производства будут на том уровне эффективности и конкурентоспособности, который позволит тебе тот, кто эти технологии у себя разработает и даст тебе. Или не даст, а будет продавать тебе готовый продукт, выкачивая из тебя деньги.
Если у тебя не будет своего сельского хозяйства и производства - ты будешь есть то, что тебе даст тот, у кого оно есть. Если даст.
Если у тебя не будет своей системы образования - твоих детей будет учить тот, у кого она есть, и в будущем они будут работать на его интересы, потому что их так научат. А научат обязательно, потому что на территории твой страны есть много других ресурсов, кроме людей, которые представляют большой интерес для того, у кого есть свои технологии, производства, оружие, энергетика и т.п.
И тогда это будет уже не твоя страна по факту.
Чем больше ресурсов у государства, тем эффективней оно может решать стоящие перед народом задачи. Тем оно может быть мощней, устойчивей, быть более динамичным и более гибким.
А основной ресурс - люди.
5. Есть идеи?
Когда в народе появляется готовность к созданию государства - его формирование и становление происходит в соответствии с представлением о модели жизнеустройства, порождённой самой культурой народа.
Эта модель приводит к появлению различного рода идей, которые являются своего рода целями. Какие-то из них могут стать главенствующими и тогда все процессы в государстве начинают подгоняться под эту идею, сформированную и принятую народом в соответствии с уже имеющейся моделью жизнеустройства.
Она может быть сформулирована и формализована, как построение коммунизма, а может быть выражена в виде, например, запрета на идеологию, т.е., по сути, на государственное целеполагание.
Поэтому государства без идеологии не бывает. Принцип здесь тот же, что и с материальными ресурсами - если ты не имеешь своей идеи - тебе её дадут те, у кого она есть. Но идея эта будет выражать интересы и цели не твоего народа, не твоего государства.
6. На что опираться?
Любой народ в своей жизни опирается на историю, традиции и на определенные ценности. С учетом того, что основной ресурс государства - люди, основной задачей его является сбережение, развитие и увеличение количества населения. Для чего едва ли не важнейшей ценностью для общества должна стать большая и дружная семья.
Но сейчас бытует мнение, что традиционные ценности морально устарели, нужно двигаться дальше и развиваться в ногу со временем. Всё так, вроде бы...
Сначала определимся с понятиями.
Я бы не путал, как делают многие, "традиции" (то, что исторически принято в обществе, народе, типа гуляний на Масленицу или встречать гостей хлебом-солью) и "традиционные ценности".
В моём понимании, ценности - это определенный набор вещей, понятий, знаний, установок и т.п., имеющих однозначное положительное значение, важность, несущих конкретную пользу и блага.
Традиционные ценности - это те ценности, что передаются из поколения в поколение письменно, устно, в виде предметов искусства и т.д., как правило, внутри определенного народа, составляя его так называемый культурный код.
То есть важность сохранения, пользу и значение определенных вещей народ понимал задолго до наших дней, пытаясь сохранить их неизменными. В том числе важность их в том, что, убирая традиционные ценности, ты убираешь ту часть культуры, которая составляет саму суть народа. Убери их (в том числе, объявляя их устаревшими) - и ты получишь массу так называемых "Иванов, родства не помнящих", которым можно будет дать те ценности, которые сформируют из них нужный тебе народ.
Если вообще будет из кого.
Примеров тому, как это работает, достаточно даже на постсоветском пространстве.
7. Итого
Надеюсь, изложенной информации, в целом, достаточно для ответа на поставленные вопросы.
На что хотелось бы здесь обратить внимание отдельно:
Россия - одно из немногих государств в мире, образованных естественным путем в историческом процессе развития. И его сохранение и развитие - это только наша задача. Никто больше в этом не заинтересован. Мы не будем заниматься этим - не будет у нас своего государства. Не будет государства - не будет и нас.
P.S.
Уже когда эта статья была дописана, возникла интересная ситуация. Проверял у дочери урок, где нужно было составить и написать определения понятий "народ", "страна" и "государство". Полезли в интернет посмотреть что там пишут о государстве. Естественно, через смартфон Android от Google. И вот что можно увидеть в Гугле на первых строчках:
Гугл-определение: "Государство - политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией."
Исходя из того, как работают поисковики, на первые места всегда выводят те результаты, которые соответствуют корпоративной стратегии и политике этого поисковика (немного на эту тему здесь и еще вот здесь). Это значит, что Гуглу надо, чтобы его пользователи представляли себе государство именно так. Как машину, задачей которой является лишь сохранение существующей власти, существующего порядка и подавление несогласных. Грубо, конечно, но, по сути, именно так.
Причём, со слов автора - издательского отдела «Oxford Languages : "Настоящий словарь русского языка достоверно отражает состояние письменного и устного языка в России...
При составлении словарей «Oxford Languages» придерживается подхода, основанного на фактах, и стремится как можно точнее отразить состояние языка...
Наши словари построены на анализе примеров реального использования слов, отобранных из оригинальных источников, что позволяет дать определение слову, отразить его орфографию и грамматические функции, а также предоставить рекомендации по применению слова на основании полученных данных."
Вопросы достоверности отражения, реальности использования, источников этих "фактов", а также целей и задач кураторов этого проекта оставим пока за скобками.
По-моему, всё очевидно.
Нет? Давайте разберёмся вместе. Комментарии приветствуются.
Спасибо, что Вы с нами!
Подписывайтесь на канал, делитесь публикациями в своих социальных сетях и возвращайтесь на Территорию Здравого Смысла !