Найти тему
PIANO PIANO / настоящая Италия

рагу "три мяса" по рецепту итальянской бабушки с юга

Сегодня хочу поделиться с вами фамильным рецептом итальянских друзей – рагу "три мяса", как называла его бабушка моей подруги. По правде говоря, если бы не эта семья – я бы и не догадывалась, что в Италии существует такое блюдо.

С недавних пор бабули больше нет (впрочем, она дожила почти до ста, и, между прочим, до последнего готовила не только по праздникам, но и едва ли не каждое воскресенье 👌), однако её наследники (и я!) сохранили этот удивительный метод приготовления мяса.

Бабушка, которая родилась в деревне недалеко от Неаполя, а после влюбилась в "северного мажора" и переехала навсегда, обычно подавала рагу из трёх видов мяса как самостоятельное второе блюдо, со свежим хлебом, чтобы макать в соус, или с полентой.

Фото: Piano Piano (попробуйте – это прекрасно!!!)
Фото: Piano Piano (попробуйте – это прекрасно!!!)

Что понадобится?

  • мясо: итальянские свиные колбаски salsiccia (думаю, им можно найти замену, а о том, как их разделывать, я рассказывала вот тут) + свиные рёбрышки + абсолютно любая (даже "ужасная" и жилистая) говядина в пропорции 1/2/2
  • хорошее оливковое масло первого отжима
  • лавровый лист
  • луковица
  • вкусные томаты в собственном соку (измельчённые, кубиками или даже целые, но непременно без кожуры)
  • полтора бокала розового (как вариант – красного) вина
  • томатный концентрат (обычная томатная паста должна подойти)
  • большой пучок свежего зелёного базилика
  • свежий или сушёный острый перчик
  • соль

В оригинале бабушка использовала больше мяса и, соответственно, три банки томатов. У меня, в трёхлитровом чугунном эмалированном "казане", на 200 г "колбасок" и по 400 г свинины и говядины хватает двух банок.

Как готовить?

Первым делом – мясо. Рёбрышки мне порубил мясник, "сальсиччу" и говядину "разделала" сама.

Фото: Piano Piano ("три мяса" – это итальянские "колбаски" salsiccia, свиные рёбрышки и говядина)
Фото: Piano Piano ("три мяса" – это итальянские "колбаски" salsiccia, свиные рёбрышки и говядина)

Мясо режем примерно одинаковыми кусками, совершенно произвольно. В результате оно всё равно "растворится" в соусе, а свинина сама отойдёт от костей.

Фото: Piano Piano (всё режем буквально "как попало")
Фото: Piano Piano (всё режем буквально "как попало")

Заранее нарезать луковицу, открыть банки с томатами и вино, ну и достать остальные ингредиенты – благо их немного.

Фото: Piano Piano (остальные ингредиенты)
Фото: Piano Piano (остальные ингредиенты)

Лук, как и мясо, "покромсать" как попало – тоже растворится в соусе.

Фото: Piano Piano (лук тоже кромсаем как попало – он практически "растворится" в мясном соусе и томатах)
Фото: Piano Piano (лук тоже кромсаем как попало – он практически "растворится" в мясном соусе и томатах)

На оливковом масле на большом огне немного обжарить, даже не до готовности, а чтоб слегка "прихватилось", всё мясо. Сначала – колбаски, потом – рёбра, последними – куски говядины.

Добавить лавровый лист, но не целиком (это важно!), а покрошив.

Фото: Piano Piano (лавровый лист важно не просто бросить, а поломать – так говорила бабуля)))
Фото: Piano Piano (лавровый лист важно не просто бросить, а поломать – так говорила бабуля)))

Влить бокал вина и, перемешивая, подождать, пока исчезнет интенсивный "алкогольный" запах.

Добавить нарезанный лук, ещё раз перемешать.

Фото: Piano Piano (не обязательно зажаривать мясо "до корочки", здесь главное – длительное тушение)
Фото: Piano Piano (не обязательно зажаривать мясо "до корочки", здесь главное – длительное тушение)

Пока подготовить ещё одну чрезвычайно важную добавку – смешать ещё немного, буквально полбокала, того же вина в равных долях с томатным концентратом.

Фото: Piano Piano (думаю, итальянский томатный концентрат вполне можно заменить обычной томатной пастой)
Фото: Piano Piano (думаю, итальянский томатный концентрат вполне можно заменить обычной томатной пастой)

Влить в мясо обе (или три, в зависимости от объёма посуды) банки томатов и вино с томатной пастой. В банки налить немного воды на дно – и её туда же. Жидкость должна покрывать мясо, но не более того.

Фото: Piano Piano (минимум усилий)
Фото: Piano Piano (минимум усилий)

Посолить, нарвать прямо в кастрюлю руками базилик, как следует перемешать, положить сверху острый перец, убавить огонь до самого минимума (до этого момента, напомню, всё стояло на сильном), закрыть крышкой – и забыть по крайней мере на два часа. Если мяса больше и посуда объёмней – на все три.

Раз в полчаса можно проверять, как оно там, и помешивать на дне, чтоб не пригорело (но это вряд ли).

Фото: Piano Piano (базилик, как и лук, практически "растворится" в готовом блюде, так что пусть его будет много)
Фото: Piano Piano (базилик, как и лук, практически "растворится" в готовом блюде, так что пусть его будет много)

Готовность вы в любом случае определите "на глаз": колбаски и лук буквально "растворятся" в соусе, свинина будет отходить от костей, говядина станет мягкой, а томатная "жижа" заметно загустеет.

Фото: Piano Piano (мясо буквально тает во рту)
Фото: Piano Piano (мясо буквально тает во рту)

Серьёзно, это один из лучших рецептов мяса из всех, что я знаю. Рекомендую!