Найти тему
Лилия Габдрафикова

100 лет назад: 22 октября 1920 года

Эта была пятница. В стране Советов многие с трудом привыкали к новой жизни, а кто-то наоборот с энтузиазмом продвигал идеи коммунизма. Шла Гражданская война. Бушевали эпидемии, а дефицит и спекуляция стали частью обыденности. Несмотря на такой фон люди продолжали писать письма своим близким и знакомым, а еще фиксировали что-то важное в дневниках... Каждый как мог переживал этот исторический момент.

Бывший казанский мулла Галимджан Баруди, руководивший когда-то знаменитым медресе "Мухаммадия", после февраля 1917 года был избран муфтием.

Галимджан Баруди (1857-1921)
Галимджан Баруди (1857-1921)

Жил в Уфе, но ему приходилось очень много ездить по стране. Баруди вел дневник. Вот, что он записал 22 октября 1920 года:

"22 октябрь җомга көн Сибирия мосафирларыннан Мәгъсүм Зарифзадә Фәләнев Петропавел өлкәсеннән Становой исемле казакъ авылы имамы бер мәзәк, гыйбрәтле хәл сөйләде. Бер рус коммунист оратор, халыкны җыеп, коммунизмга чакырып, нотык сөйләгәндә, әйткән: "Гайсә пәйгамбәр коммунизмны өйрәнгән иде. Аның тәгълиматы Мөхәммәд пәйгамбәр килгәнче дәвам итте. Мөхәммәд килгәч, аның куелган кагыйдәсен барын да утка якты". Мөселманнардан Зариф исемле кеше сүз алып әйткән: "Мөхәммәд пәйгамбәрнең коммунизмны ягуы дөресме?". "Дөрес", - дигән. "Өч мәртәбә кабатлатканнан соң, халыкка әйткән: "Без Мөхәммәдне пәйгамбәр дип таныган, аңа ышанган кешеләр, коммунизмны яккан булгач, инде бу мәҗлестә аны тыңлап торырга да кирәкми, дип ораторны оятлы иткән. Халык та көлешеп таралган" [цитата приводится по книге Баруди Г. Хатирә дәфтәре: 1920 елның октябреннән алып 1921 елның ноябренә кадәр / төз. А.Гайнетдинов, Р.Хәбибуллин. - Казан, 2018]

Краткий пересказ текста на русском языке:
В стране везде шла пропаганда новых коммунистических ценностей. Были хороши все средства. Баруди 22 октября 1920 года в своем дневнике пересказывает случай из Петропавловской области (современный Казахстан).
На одном из собраний коммунист-агитатор сказал, что пророк Иса (Иисус) тоже придерживался коммунистических взглядов, а вот пророк Мухаммад опроверг его взгляды. Присутствующие на собрании мусульмане удивились такому заявлению и даже переспросили у агитатора: значит, пророк Мухаммад был против коммунизма? Да, - ответил коммунист. Собравшиеся решили, что тогда им нечего делать на этом собрании. Галимджан Баруди это зафиксировал как забавный случай, а также свидетельство торжества религиозных ценностей у единоверцев...

 Агитационный плакат той поры, Казань, 1920 год. "Женщина - татарка! Вступай в ряды всех тружениц Советской России. Об руку с русскими пролетарками ты разобьешь последние оковы".
Агитационный плакат той поры, Казань, 1920 год. "Женщина - татарка! Вступай в ряды всех тружениц Советской России. Об руку с русскими пролетарками ты разобьешь последние оковы".

Поэт Сагит Сунчелей осенью 1920 года тоже жил в Уфе. Еще до начала Первой мировой войны он начал вести переписку с поэтессой и переводчицей Изабелллой Гриневской. Вот, что сообщал татарский литератор о себе в письме к Изабелле Аркадьевне:

"Я жил в Крыму год. Отдыхал. Но к концу почти впроголодь жил, ибо там, где властвует Врангель, нашему брату не только тяжело, но и невозможно. О литераторах, артистах, вообще о тружениках искусства некому заботиться. Я знал, там многие даже знаменитости нуждались очень. Я жил в деревне. Было лучше. Наконец нынче летом, т.е. в июле, я не стерпел и, переплыв инкогнито Черное море, пробрался в Малую Азию, где гораздо лучше было. В Крыму ужасная дороговизна, а у меня средства иссякли было вовсе. Там не отдых, а ссылка. Месяц жил в Турции. Страна мне очень понравилась и при первой возможности вновь поеду, хотя и Крым - славный край. Вообще, отныне решено - проживать на Востоке. Россия с ее разрухой мне надоедает порядочно, как и многим".

Татарский поэт планировал из Уфы перебраться в Петроград, поэтому в письме он интересовался о положении в городе. Также он ожидал, что скоро в Казани издадут его сборник стихов.

Планировалась и постановка по его пьесе. Забегая вперед скажем, что С.Сунчелей остался в Уфе, в 1923-1926 гг. он работал в местном наркомате просвещения.

"А как Вы жили? Не особенно ли трудно было? - вопрошал Сагит Сунчелей в письме 1920 года. - Репрессий не было? Я не думаю... Товарищи всех нас заставляют трудиться, браво.
Здоровье мое неважное. На дороге я перенес и морские болезни, и сильную простуду на Волге. Легкие повреждены, что меня тревожит. А все-таки жить хочется и кажется, что сил хватит на 1/2 столетия еще".

Однако в октябре 1920 года Сагит Сунчелей еще не знал, что ему жить осталось ровно 17 лет, а не все 50 как ему мечталось. 9 октября 1937 года он был расстрелян. Но первый раз поэт был арестован на короткое время уже в 1926 году...

Галимджан Баруди умер в следующем 1921 году, его жизнь прервалась из-за бушевавшей в стране эпидемии тифа.

Но 22 октября 1920 года никто не знал об этом.