Найти тему
Молодой юрист

Самые распространенные заблуждения покупателей

Оглавление

Любой человек, практически каждый день, вступает в потребительские отношения, посещая магазины или рестораны. В современном обществе люди уже прекрасно знают свои права и что требовать если их нарушают. Тем не менее, этот факт не исключает возникновения крупных заблуждений, описанных в сегодняшней статье.

Нет чека - нет обмена и возврата

Многие покупатели придают слишком большое значению чеку, приговаривая, что только он может доказать факт покупки. Закреплением такого заблуждения является и позиция большинства продавцов, которые отказываются проводить какие-либо операции без предоставления чека на покупку.

Чтобы было понятнее, чек, по своей сути, - это договор. А так как вы заключаете этот договор с продавцом - этот договор двусторонний. Отсюда следует вывод, что где-то у продавца тоже есть подтверждение заключения договора. Разница лишь в том, что продавец обязан сохранять эту информацию для отчетности, в то время как покупатель - нет.

-2

В случае если что-то случилось с товаром и существует необходимость его обменять или сдать в ремонт, но чек не сохранился, все ещё можно прийти в магазин с товаром, паспортом и данными лицевого счёта(в случае, если расчёт был картой). Необходимо назвать дату и примерное время покупки - (это нужно, чтобы продавец как можно быстрее нашёл именно вашу сделку) назвать сумму чека, если вы ее помните, а также позиции в чеке (последние два условия необходимы, чтобы продавец удостоверился, что вы действительно совершали покупку).

Если продавец отказывается это делать, следует спокойно вызвать администратора и обсудить с ним сложившуюся ситуацию. Если и администратор занимает такую же позицию - так же спокойно покидаете магазин, после чего пишете претензию, ждёте реакцию продавца и идёте в суд.

Любой товар можно обменять или вернуть продавцу

Приобретенный товар можно вернуть по разным причинам: товар сломан или испорчен, не подошёл по размеру, цвету, форме и т.д. Если товар неисправен или испорчен, то процедура обмена, возврата или возмещения вполне естественна. Но что говорится о товаре надлежащего качества? В разных ситуациях продавцы по-разному реагируют на ситуацию с возвратом или обменом, но, тем не менее, это достаточно распространенная практика.

Существует ряд причин и категорий товаров, которые делают обмен невозможным (за исключением ситуаций, если действуют другие законные основания, кроме вашего желания).

Что касается самого товара:

  • Товар испорчен по вине покупателя;
  • Товар был в употреблении или потерял товарный вид;
  • Утеряны упаковка, пломбировка, бирки и прочая атрибутика товара;
  • Прошло более 14 дней с момента покупки.

По перечисленным причинам продавец со 100% вероятностью откажет вам в возврате или обмене, если нет иных оснований к такому действию.

Помимо состояния товара играет роль и его категория. Законодательством прописан исчерпывающий перечень товаров, которые не подлежат обмену и возврату.

Краткий перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату:

  • Животные и растения (в т.ч. цветочные композиции, саженцы, деревья, насекомые, грибы и т.п.);
  • Все товары, прямо или косвенно, относящиеся к средствам личной гигиены и интимного использования (в т.ч. зубные щетки, бритвы, расчески, заколки, нижнее белье и носочно-чулочные изделия, парики, средства для ухода за детьми и т.п.);
  • Товары медицинского назначения (в т.ч. лекарства, тренажеры, термометры, манометры, одежда медицинского назначения и т.п.);
  • Любая бытовая химия и удобрения (в т.ч освежители воздуха, ароматизаторы, растворители, краска, минеральные или биологические удобрения и т.п.);
  • Парфюмерно-косметические товары (в т.ч. парикмахерские и маникюрные ножницы, щипчики, пилочки, декоративная и уходовая косметика, косметические аппараты и т.п.);
  • Вся пищевая продукция (в т.ч. жвачки, напитки, алкоголь, шоколад и т.п.);
  • Товары, продающиеся на развес или метражом (в т.ч. строительные материалы, швейные и трикотажные изделия, линолеум, ковры и т.п.);
  • Оружие и патроны к ним;
  • Ювелирные изделия (в т.ч. изделия из драгоценных или полудрагоценных материалов);
  • Непериодические печатные издания (в т.ч. книги, газеты, брошюры, листовки и т.п.);
  • Сложные технические изделия бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (в т.ч. фото-видео аппаратура, фены, плиты, холодильники и т.п.);
  • Автомобили и мото-вело товары, прицепы и номерные агрегаты к ним и плавсредства коммерческого или бытового назначения;
  • Сборные мебельные гарнитуры и бытовая мебель (в т.ч. стеллажи, столы, верстаки, люстры и т.п.).

Если товар попал в любую позицию вышеуказанных перечней, то товар обменять не получиться, поэтому стоит все взвесить перед его покупкой.

Товар нельзя использовать до покупки

Все еще не редко возникает спор - "Можно ли выпить воды или съесть булочку?". Однозначный ответ - Да. На территории магазина можно употребить любой товар на прилавке, но с одним естественным условием - появляется обязанность этот товар оплатить.

Такой вопрос возникает преимущественно в пищевой сфере, но необходимо понимать, что это распространяется на любой вид товаров. Условно, если распечатать банку с краской, чтобы убедиться в ее цвете, то за нее придется заплатить.

И, да, будет правильный вывод о том, что, открыв крышку шампуня, чтобы его просто понюхать, появляется обязанность его купить. Практики в отношении на столько абсурдных ситуации, конечно, нет. Но, если вы поссорились с продавцом и он ходит за вами по пятам, лучше никакой товар не вскрывать - мало ли, он тоже юридический окончил :)

Для того чтобы не использовать для проверки сам товар и нарваться на укоряющий взгляд продавца, уже повсеместно существует практика "пробников" и "тест-драйвов".

Магазин может запретить фото- видео- съемку

Этому вопросу посвящено огромное множество статей, роликов и рассуждений. Поэтому я распыляться на этот счет не буду и отмечу самое важное.

-3

В магазине или торговом центре снимать можно. Конституция гарантирует, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Фото- видео- съемка ни что иное как фиксация информации, поэтому переживать на этот счет не стоит, даже если магазин прямо указывает на запрет съемки.

Иногда слышу аргументы по типу: "В магазине авторский стиль размещения товара" или "Вы фиксируете деятельность магазина, а это коммерческая тайна". Такие аргументы, как вы понимаете, полностью несостоятельны. Например, коммерческую тайну действительно запрещено фиксировать, однако к этой категории, в основном, относится информация, содержащаяся в каких-либо внутренних документах магазина, которые на прилавках не валяются.

Но есть и одно "но". Вас могут законно ограничить в фотосъемке, если вы начнете снимать лица работников, покупателей или охранников - это прямое нарушение личной неприкосновенности граждан. Также, запрещена фото- видео- съемка в подсобных помещениях, даже если вы являетесь работником магазина, если на то установлен запрет руководства, поскольку в подсобных помещениях осуществляется производственный процесс, который уже может быть защищен коммерческой тайной.

В магазин с собаками нельзя

Это не заблуждение, но об этом стоит сказать пару слов.

-4

До 2012 года на посещение магазинов с животными был наложен прямой запрет. На сегодняшний момент, единой нормы регулирующей данный вопрос нет, поэтому следует смотреть на законы субъекта. Если же никакими законами вопрос не урегулирован, то право на решение этого вопроса остается у магазина, который в личном порядке может запретить посещение с животными. В таком случае, магазин обязан уведомить о своем правиле заблаговременно. Поэтому, если на входе запрещающей информации нет, а продавец решил возмутиться вашему животному, то смело идете дальше по своим делам. Но, помните, что товар, который пожует ваш зверек, будет необходимо приобрести.

Остались вопросы? Пиши в комментариях.