В настоящей статье будет рассмотрено Постановление Верховного Суда РФ от 08.09.2020г. № 46-АД20-9 о направлении на пересмотр дела по оспариванию управляющей организацией (далее - УО) административного штрафа.
Основанием для привлечения УО к административной ответственности послужили нарушения, выявленные в результате обследования территории, прилегающей к МКД, находящемся в управлении УО. Нарушения заключались в том, что указанная территория не была очищена от мусора и иных отходов производства и потребления.
УО обосновывая неправомерность административного наказания, кроме указания на грубые процессуальные нарушения в ходе проведения проверки и оформления ее результатов, приводила также доводы о том, что:
- должностное лицо административной комиссии не установило, в результате действий какого лица образовались порубочные остатки деревьев и кустарников;
- границы территории земельного участка, прилегающего к спорному дому, не установлены, земельный участок не конкретизирован, его план-схема отсутствует, доказательств обратного в материалах дела не имеется;
- УО не получала от Администрации требование о заключении соглашения о закреплении прилегающих территорий к многоквартирным домам и между ними не заключено указанное соглашение. Следовательно, УО не должна выполнять работы на территории общего пользования, прилегающей к многоквартирному дому.
Вместе с тем, нижестоящие суды не поддержали управляющую организацию. Так, Самарский областной суд основывался на Законе Самарской области от 13.06.2018 № 48-ГД, согласно 2 статье которого прилегающей территорией является часть территории, примыкающая к отведенной территории либо непосредственно к строению, зданию, сооружению и дополнительно закрепленная для благоустройства в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
В соответствии со ст.2 Главы 2 Постановления Главы городского округа Самара от 10.06.2008 № 404 (ред. от 30.10.2017) «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара» (далее Правила) придомовая территория жилых домов (зданий, строений, сооружений) включает в себя: территорию под жилым домом (зданием, строением, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых бытовых отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, строения, сооружения).
В соответствии с п. 11 вышеуказанных Правил работы по благоустройству и содержанию в порядке, определенном настоящими Правилами, осуществляют:
на прилегающих территориях многоквартирных домов - собственники помещений в многоквартирном доме либо лицо, ими уполномоченное.
Таким образом, руководствуясь вышеизложенным, суд пришел к выводу о том, что объективная сторона правонарушения, установленная в постановлении, выражена в отсутствие надлежащего обслуживания прилегающей территории многоквартирного дома, а не общего имущества, занесенного в государственный кадастровый учет, то есть требования по очистке придомовой территории должны соблюдаться организацией обслуживающей жилищный фонд.
«Доводы заявителя, приведенные в жалобе о том, что земельный участок, прилегающий к жилому дому по адресу: … на котором совершено правонарушение, не может входить в состав общего имущества и не может быть передан на обслуживание управляющей организации поскольку, сведения о том, что этот земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, определены и внесены в ЕГРН его границы, в деле отсутствуют, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств относительно обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с процессуальным законом, а потому не могут служить поводом к отмене судебного решения».
Однако, Верховный Суд РФ посчитал преждевременными выводы судебных инстанций и направил дело на новое рассмотрение в районный суд, указав на следующее.
«Защитниками общества в ходе рассмотрения данного дела, в частности, в поданных по делу жалобах последовательно приводились доводы о том, что границы территории земельного участка, прилегающего к дому N 22 по улице Воеводина города Самары, не установлены, земельный участок не конкретизирован, его план-схема отсутствует, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Приведенные доводы не получили надлежащей правовой оценки судебных инстанций при рассмотрении данного дела…
В нарушение требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили должной проверки и оценки суда доводы защитников общества о том, что правовой статус территории, на которой было выявлено вменяемое обществу правонарушение, установлен не был. Равным образом не выяснен и вопрос о лице, обязанном исполнять требования по надлежащему содержанию данной территории.
При этом следует учесть, что в постановлении коллегиального органа и обжалуемых судебных актах спорная территория именуется как прилегающей, так и придомовой, что также свидетельствует об отсутствии однозначной трактовки объективной стороны состава вменяемого обществу административного правонарушения коллегиальным органом и судебными инстанциями.
Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях».
Ну а мы будем следить за дальнейшим развитием событий и ждать нового приговора районного суда.
Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке.