Встречи с людьми – это то, что нас меняет. Например, после встречи с Геннадием Жарковым (чуть ниже расскажу, кто это) я совершенно по-другому стал относиться к рыбалке.
Вот как все было: ветер колышет верхушки елей, неподалеку от нас – желтое осеннее поле, а за ним сплошная стена леса. Ближнее Подмосковье, не больше пятидесяти километров от столицы. Мы стоим у дома Геннадия Жаркова, одного из главных специалистов по лососевым в нашей стране. Геннадий – председатель Наблюдательного совета компании «Русский Лосось» (и главный редактор журнала «Нахлыст»). Жарков говорит говорит:
– Есть стереотип, который касается Московской области – ну что тут можно сделать? Все же застроено. Но, поглядите, какие здесь просторы. И таких мест в Подмосковье много: простора для работы много.
Жарков показывает на речку, которая течет в нескольких десятков метрах от его дома:
– Это большой секрет, но там живет хариус. Хотя, конечно, основной ареал этой рыбы намного севернее. На этой речке, я сам строю небольшие запруды. Хариусу здесь тяжело, мест для зимовки мало, глубины маленькие – из камней я складываю плотинки, получаются ямки, где хариус останавливается и зимует. Таких речушек в окрестностях Москвы много. Если бы больше людей занимались подобными вещами (можно, например, привлекать школьников, делать это в рамках уроков природоведения), то Подмосковье бы преобразилось.
Хариус – важная рыба для рыболовов, ловить ее одно удовольствие. Впрочем, в Подмосковье вид занесен в Красную книгу, его здесь почти не осталось. Изменить ситуацию, как считают специалисты, можно с помощью ловли в жанре «поймал-отпустил». В чем смысл? Понятно, что рыболовы с хорошими снастями могут выловить очень много рыбы. К чему это приводит: рыба из водоема пропадет. Это неинтересно ни самим рыболовам – в будущем, ни фирмам производителям снастей и организаторам рыбалок. Принцип «поймал- отпустил» подразумевает, что каждая рыба может быть поймана несколько раз. Это выгодно всем, и, главное: рыба остается в своей естественной среде обитания и может воспроизвести потомство. Жарков рассказывает:
– Я, например, люблю ездить на Кольский полуостров – ловить семгу. Там есть не- сколько рек, которые организуют лов по принципу «поймал-отпустил». Так вот этот метод привел к тому, что популяция рыбы там такая же как была 15000 лет назад, когда там не было человека. Почему бы не попробовать сделать тоже самое и в Подмосковье?
Прощаемся с Жарковым и едем к одной из самых красивых рек в окрестностях Москвы. Вот она:
Съезжаем с трассы, трясемся на грунтовке, а потом и вовсе углубляемся в лес. Одна из самых красивых речек Тверской области – скалы, сосновый лес. Здесь, помимо прочих рыб, до сих пор сохранился и редкий хариус, занесенный в Красную книгу региона. По колено в воде стоит рыбак, нахмурившись смотрит в воду. Кричим ему:
– Рыбу-то, наверное, ловите и отпускаете?
Тот заливисто смеется, словно услышал что-то не- вероятно смешное.
Специально для National Geographic Россия.
Zorkinadventures. Опыт и истории, тесты очень нужных вещей, рассказы о местах, событиях и героях, интервью с лучшими в своем деле. А еще – подробности работы редакции National Geographic Россия, где я работаю.