Обычно мы воспринимаем орган как большой, монументальный музыкальный инструмент, привязанный к помещению. Будь то концертный зал филармонии или своды католического собора. В подавляющем большинстве случаев орган стационарен.
Однако с течением времени и развитием новых технологий, в мир органной музыки пришли цифровые органы. Они не такие громоздкие, они не такие тяжелые и они обычно не привязаны к определенному помещению, где установлены. Ведь цифровой орган можно настроить и интонировать под любое помещение.
Поэтому и возникла идея сделать передвижной орган, чтобы, например, органист филармонии мог организовать свои гастроли по ближайшим областям, а слушатели, которые по тем или иным причинам не могут попасть на органные концерты – смогли это сделать в своем городе или поселке.
В России первым, кто смог воплотить такую идею на практике, стал органист Свердловской государственной академической филармонии Тарас Багинец. На базе модели Johannus Monarke Bach Sonata был сделан полностью передвижной комплект, включающий в себя сам орган и акустическую систему.
Консоль органа помещается на передвижную платформу, а для акустической системы изготавливаются специальные боксы. Причем боксы делаются различной формы, разные для широкополосных и низкочастотных акустических систем. Все боксы, как и платформа имеют колесики со стопорами для простого перемещения и закрепления элементов комплекта на сцене. Сборка и разборка комплекса до или после концерта занимает порядка 30 минут. Что позволяет достаточно оперативно освободить сцену.
Заместитель директора Свердловской филармонии по медиавещанию Ярослав Сартаков пояснил, что передвижной орган приезжает в города, жители которых активно посещают виртуальный концертный зал. Первоуральск — один из таких населенных пунктов.
— «Передвижной органный зал» — логическое продолжение виртуального концертного зала, — говорит Ярослав Сартаков, — трансляции готовят публику к восприятию органной музыки, формирует ядро слушателей.
Можно точно сказать, что такое слушательское ядро, готовое воспринимать классическую музыку в Первоуральске есть — все билеты на концерт передвижного органа были проданы.
Ярослав Сартаков считает, что популярность концерта органной музыки связана еще и с экзотичностью инструмента.
— Органная музыка в России популярна, потому что это — экзотика, — говорит он, — многие слышали этот инструмент только в записи или не слышали вообще.
— Для нас орган — уникальный инструмент, — дополняет солист Свердловской филармонии, один из самых востребованных органистов страны Тарас Багинец, — как с детьми ходят в зоопарк, так приходят слушать орган. А дальше все зависит от того, как прошел концерт. Если удается зацепить репертуаром, подачей, слушатель приходит снова.
В Челябинской государственной филармонии также задумались над тем, чтобы в дополнение к своему большому духовому органу добавить цифровой, который можно было бы использовать для выездных мероприятий. Итогом размышлений и выбора стал орган Johannus Ecclesia T250.
Ирина Андреева, директор органного зала "Родина" Челябинской государственной филармонии:
– Да, не всякая филармония может похвастаться таким приобретением. Мы получили возможность исполнять органную музыку за пределом зала где бы то ни было. Даже в Крым один из них возили в сентябре 2019 года. Передвижные электроорганы дополняют друг друга, но не дублируют. Первый из них – барочный классический инструмент голландской фирмы Johannus, модель Ecclesia. Второй – цифровая копия легендарной модели Hammond B3 известной итальянской фирмы Viscount, он эстрадный, джазовый.
– Как «Иоханнус» перенес поездку в Крым, где в сентябре уходящего года состоялись гастроли солистов Челябинской филармонии и камерного хора имени Михальченко?
– Гастроли прошли блестяще. Хотя такое долгое передвижение органа заставило поволноваться. Его везли из Челябинска до Симферополя четверо суток. Была сложная подготовка. К нашему удивлению производством обычных, набитых ватой матрацев в Челябинске уже не занимаются. А нам были нужны именно такие. Филармония нашла изготовителей и заказала два ватных двуспальных матраца, а к ним еще стяжки, чтобы «закутанный» в матрацы орган туго затянуть. Поверхность периметра машины обкладывали резиновыми автомобильными покрышками, предохраняя от ударов о стенки кузова. В таком виде он благополучно доехал до полуострова и вернулся домой.
– На крымскую погоду нормально реагировал?
– Для этих органов микроклимат не имеет значения. Это цифровые инструменты, в них нет труб. Крымские почитатели органной музыки поначалу с удивлением восприняли компактный орган – они настраивались на большой инструмент. Но как только Владимир Хомяков начал играть, публика пришла в восторг. Тем более, что орган звучал с хором и оркестром. Он ездил с нами в Севастополь, Евпаторию, Херсонес, Симферополь. У него есть великолепная черта: может звучать камерно, мягко в небольших залах и ярко, мощно на огромных площадках и открытых территориях, как это было на берегу Черного моря.
С нашими электроорганами мы побывали в городах Челябинской области: Златоусте, Южноуральске, Чебаркуле, Кыштыме, Троицке, Снежинске. Органные концерты несут великую радость. Мы наш народ предохраняем от культурной бедности, делаем людей счастливыми. Орган – ценный инструмент в любом смысле, и наши зрители понимают: это удача – услышать его голос в маленьком городе.
По материалам johannus.ru