Найти тему
Беерот Ицхак

Коронавирус — против новой Вавилонской башни?

Оглавление

Против новой Вавилонской башни?

«И был на всей земле один язык и речи единые. И было: двинувшись с востока, они нашли долину в земле Шинар и поселились там. И сказали друг другу: давайте делать кирпичи и обжигать их огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола – вместо известки. И сказали: построим себе город и башню, главою до небес; и создадим себе имя, чтобы не быть нам рассеянными по всей земле. И сошел Г-сподь увидеть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Г-сподь: вот народ один и язык один у всех – и вот что начали они делать; а теперь не будет для них недостижимо все, что бы они ни задумали? Давайте сойдем и смешаем там язык их, чтобы они не понимали речи друг друга. И рассеял их Г-сподь оттуда по всей земле; и перестали они строить город. Поэтому наречено ему имя Бавэль – ибо там смешал Г-сподь язык всей земли, и оттуда рассеял их Г-сподь по всей земле» (Берешит, 11:1-9).

«Один язык и речи единые»… Быстрых средств сообщения и связи еще не было, зато жили в тесной близости, все и всё рядом. Единым порывом, плечом к плечу «двинулись… нашли долину… и поселились… сказали: давайте построим себе город». «Мировую деревню», как говорят сегодня, «чтобы не быть нам рассеянными по всей земле». Нет проблемы расстояний ни для людей, ни для информации, а главное – и язык один, общий для всех. И «высшие технологии» тех дней в наличии для нужд «проекта города и башни»: кирпичи, обожженные огнем – «вместо камней», и земляная смола – «вместо известки»…

Сегодня мы видим, что тот давний проект почти осуществлен – «мировая деревня» на весь мир.

«Глобализация» с мгновенными, в сравнении с прежним, перемещениями людей и информации, – теперь уже между континентами, на основе техники нынешнего дня. Сталь и бетон вместо примитивных кирпичей и замазки, реактивные самолеты, атомная энергия и интернет…

А всего важнее – общность идей и целей обоих проектов. Все тот же порыв и бунтарский настрой, начавший, с эпохи Возрождения, великую цепь дерзаний и свершений человеческих: «И сказали они: давайте построим себе город и башню, главою до небес; и создадим себе имя!» Старшему поколению, к которому принадлежит автор этих строк, памятны слова: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» – гимн авиаторов, которым традиционно встречали в Советском Союзе возвращающихся из полета космонавтов. Помним это пьянящее ощущение гордости за коллективный разум и силы своей страны, да и всего человечества… Мечта все та же – коснуться небес и воспеть славу мощи рук человеческих и разума – вместо славы Творца! Гагарин-то, как он сам говорил, Творца на небе не увидел и не нашел…

Благородные цели облегчения и улучшения жизни человеческой провозглашаются при этом, – но, увы, не в гармонии с духовным, со служением Творцу миров. Единственному, знающему точно разумом Б-жественным, что есть благо и что зло для Его творений, и как этого блага достичь. Так и в былые времена, как пишет Раши (там на слова «И речи единые»): «Вступили в сговор и сказали: …поднимемся на небеса и сразимся с Ним!» И до чего же верно, оказывается, сказано в Коэлет (1:10): «Бывает, скажут о чем-то: “Гляди, это новое!”, – а оно уже было в веках, что прошли до нас»!

Тот давний проект башни возник не просто так. Он был попыткой как бы «реванша за всемирный потоп», наведенный на землю Всевышним за великие грехи людей.

Потоп напугал людей, как пишет Раши (Берешит, 34:7, начальные слова ве-Хен ло Йеасе): «Народы мира оградили себя от разврата – страшась потопа», а грешить хотелось. И потому после него подняли восстание, создав «научную теорию» (Раши к Берешит, 11:1): «Сказали: один раз в 1566 лет (столько прошло от сотворения мира до потопа) небесный свод рушится…». И предложили «техническое решение»: «Давайте же сделаем для него подпорки» – из кирпичей и земляной смолы. То есть цель у них была – посредством науки и «высоких технологий» того времени избавиться от власти Небес над нижним миром, – и грешить уже всласть, не опасаясь наказания…

Так и порыв, начавшийся и не прекращающийся с Ренессанса – эпохи Возрождения — до наших дней, под знаменем науки и технологий, – теперь уже новейшего времени, на новом уровне, ставит целью в конечном счете то самое, чего не удалось достичь тысячелетия назад, – своей рукой и во славу себе, без позволения и помощи Высшего Разума. «Бывает, скажут о чем-то: “Гляди, это новое”, – а оно уже было…»!

«Один язык и речи единые» – противопоставили свое единство единству Творца. Он показал Свое всемогущество – плод Его единства – и тотальную власть над миром посредством потопа, а они взялись показать Ему свою силу и власть над миром как плод их единства, как сказал Сам Всевышний: «Вот народ один, а теперь не будет для них недостижимо все, что бы они ни задумали»; но, в действительности, по результату – не в смысле созидания и жизни, а в смысле разрушения и гибели всего мира вследствие реализации их замыслов.

Сказано нашими мудрецами, что злодеи всех поколений будут приведены на землю (через перевоплощение душ) в конце времен. В том числе из поколений потопа и башни, Сдома и Аморы, – что мы и видим сегодня самым явным образом по грехам последних поколений…

Подведем промежуточный итог. У автора этих строк есть такая поговорка: когда я вижу что-то в Торе, я спрашиваю: а где мы это видим в жизни? А когда я вижу что-то в жизни, я спрашиваю: а где мы это видим в Торе? Ибо Тора, которая есть у нас, – она и есть Торат хаим – Тора жизни! И к этому, по сути, призывает нас рабейну Бахьей в своей книге «Ховот а-Левавот» – «Обязанность сердец» (гл. 2 «Врата познания»): всматриваться и вдумываться во все – в окружающем мире, в обществе, в себе самом, – чтобы разглядеть за этим, в конечном счете, мощь и единство Творца.

В случае с глобализацией, о которой ныне столько все говорят и прообраз которой мы видим в главе Ноах, что называется, «далеко ходить не надо»…

И еще. Как в более поздние времена, по словам мудрецов, 9 Ава, день разрушения, стал днем рождения Машиаха, – так и дни разрушения башни – это время прихода в мир Авраама, «отца множества народов». И с ним проявляется духовный корень нового единения людей – во имя служения Всевышнему, – как сказали Аврааму хитийцы: «Князь Б-жий ты среди нас» (Берешит, 23:6). То есть вместо единства в грехе должно прийти единство народов в исполнении воли Творца.

Нарушить связи – ради новых, чистых

Коронавирус – разделение людей и угроза существующим основам цивилизации. Но, как и в тот, первый раз, как и всегда, Всевышний насылает бедствие ради продолжения жизни, ради новой общности и связи между людьми, – ради новой, здоровой и чистой «глобализации» на руинах прежней. Когда Храм будет в сердце мира, и как мы молимся в Рош а-Шана и Йом Кипур: «И придут все, чтобы служить Тебе и т. д. … И услышат далекие и придут…», – «Ибо тогда переменю Я язык народам, чтобы стать ему чистым, – чтобы призывали все имя Г-спода» (Цфания, 3:9).

Коронавирус разрушает нечистое, чтобы принести на его место чистое – в точности как брит-мила: чтобы соединить, надо прежде что-то отделить, отрезать: «И обрежет Г-сподь, Б-г твой, сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы любить Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, ради жизни твоей» (Дварим, 30:6), – «разрушение ради нового строительства», как в субботних работах.

Итак, ради искоренения напрасной ненависти между людьми, из-за которой был разрушен Второй Храм, и воцарения братства вместо нее, нужно нарушить сначала между нами, – в какой мере и как, лишь Одному Всевышнему известно, – связи прежние… И даже, возможно, будут задеты среди них на время связи святости, благодаря которым еврейский народ держался весь долгий срок изгнания: порядок общественных молитв и учебы, а также обычные человеческие, родственные связи…

Ведь мы знаем, что и в период Второго Храма было и изучение Торы, и молитва, и гмилут хасадим – помощь друг другу, – но что было вместе с этим? Напрасная ненависть! И каков был печальный итог…

Прошли века, и поколения падают, и мы видим, как нарастают среди нас расколы и проблемы, и вот – все уже согласны, что избавление приходит все-таки к «поколению, которое всё виновно»… И поневоле возникает страшное подозрение: а не относятся ли к нам в какой-то мере, не дай Б-г, слова мудрецов: «разобщение для неправедных – хорошо для них и хорошо для мира» (мишна Санедрин, 8:5)? Но даже если так, – все это, опять же, в рамках «работы разрушения во имя созидания» – во имя нового единения, гораздо-гораздо более чистого и высокого!

И учеба – немного по-новому?

«Более чистое» – Третий Храм и служение в нем. Как воспримем его мы, сегодняшние? Чего же нам, чтобы его принять, недостает?

Служение в нем – жертвы. Так не придется ли нам восстановить ради него некоторое утраченное внутреннее чутье, забытые за тысячелетия движения души? Каин и Эвель, первые упомянутые в Торе как принесшие жертвы, – что надоумило их к тому? Какими порывами души они были движимы?

Все, что приносилось в жертву, было плодом рук приносящего, делом его жизни. Большинство населения занималось тогда сельским хозяйством. Животных повседневно встречали и видели, между ними и человеком была постоянная связь. А мы сегодня видим быка или барана лишь на прилавке магазина – в виде кусков мяса… Так как же нам, глядя на работу коэнов, когда придет тому час, ощутить те древние душевные движения и «войти во вкус происходящего»?

читать дальше