Найти тему
Беерот Ицхак

Недельная глава Ноах — Верить и не верить

Оглавление

«Всевышний сказал Ноаху: “Войди ты и все твои домочадцы в ковчег… и вошел Ноах в ковчег из-за вод потопа”» (Берешит, 7:1-7).

Он вошел в ковчег из-за прибывшей воды, а не по приказу Всевышнего. Пишет Раши: «Ноах был маловерным, он верил и не верил, что наступит Потоп, и не входил в ковчег, пока вода не вынудила его войти». Сказано об этом в мидраше: «Сказал раби Йоханан: Ноаху не хватало веры. Если бы вода не поднялась ему до щиколоток, он бы не вошел в ковчег». Как это можно понять — цельный праведник Ноах, пророк Ноах, был настолько маловерным, что не вошел в ковчег по приказу Всевышнего? Ведь пророк, который нарушил свое собственное пророчество, приговаривается к смерти от рук Небес!

Ноах сто двадцать лет строил ковчег, предупреждая свое поколение о приближающемся Потопе, а они насмехались над ним и позорили его. А потом он увидел, что все животные сами парами пришли в ковчег, и Всевышний сообщил ему: «Через семь дней Я начну лить дождь на землю, (и будет он идти) сорок дней и сорок ночей, и Я сотру с лица земли все сущее, созданное Мною». «И было, через семь дней на землю пришли воды Потопа».

А Ноах «верил и не верил»? Как может такое быть? Однако, если мы хорошо задумаемся, то поймем.

Ноах строил ковчег сто двадцать лет. Сто двадцать лет предостерегал свое поколение, что их ждет Потоп. Возможно ли, что это не повлияло ни на одного человека? Ведь если бы хоть один прислушался и раскаялся, Потопа бы не было!

Откуда мы это знаем? Когда праотец Авраам молился за Сдом, он просил Всевышнего: «Может быть, там найдется десять праведников». И Всевышний сказал: «Если найдется десять – благодаря им Я не уничтожу». Раши комментирует: о меньшем количестве он не просил. А в поколении Потопа было восемь праведников: Ноах, его жена, трое его сыновей и их жены, и они не смогли спасти свое поколение. А если бы было девять, Всевышний бы присоединился к ним десятым (см. комм. Раши там, стих 28). Получается, что если бы было девять праведных людей, все поколение бы спаслось. (Поэтому-то Потоп и не начинался, пока Метушелах был жив.)

Как может быть, чтобы постоянный и ощутимый укор постройки ковчега на протяжении ста двадцати лет не оказал влияния ни на одного человека? Конечно же, оказывал, на разных уровнях, но до исправления поступков дело не дошло...

читать дальше