Заканчивается 2020й год, а в русскоязычном сегменте интернета до сих пор есть люди, которые свято верят в то, что сэмплировать ничего не нарушая, на самом то деле можно, если осторожно.
Итак давайте по порядку.
Действительно ли можно безопасно и законно использовать фрагменты чужих треков продолжительность около четырех - пяти секунд?
Правда ли, что проблемы с правообладателем могут начаться и из-за секундного фрагмента?
Можно ли избежать проблем просто подняв тональность на полутон?
Я сейчас сразу убью интригу, но очень хочется сразу ответить на все три вопроса...
НЕТ нельзя использовать 4х и 5ти секундные фрагменты на "законных основаниях", не получив на это разрешение от правообладателя (или правообладателей).
ДА проблемы могут быть и из-за секундного сэмпла, если этот секундый сэмпл не был "очищен".
Нет нельзя избежать проблем просто "подняв на полутон", если сэмпл не был "очищен".
А теперь подробно и по порядку.
Уже давным давно существует такая классная штука - Закон Об авторском Праве. И у любого музыкального произведения есть автор и правообладатель. Иногда это один и тот же человек, а иногда абсолютно разные люди. И если вы вырезаете кусок из чужого трека и делаете на его основе свой бит или трек, но при этом не получаете на это разрешения от правообладателя, то вы нарушаете закон об авторском праве, а говоря простым языком - воруете.
Но у каждого битмейкера есть два сценария сэмплирования.
Первый сценарий - вы сэмплируете кусок чужого трека, создаете бит и продаете этот бит артисту для того, чтобы он сделал трек.
Второй сценарий - вы сэмплируете кусок чужого трека, создаете бит и выкладываете получившийся бит в интернет, например в составе биттейпа или инструмннтального релиза или сингла.
И тут важно понять и запомнить - ответственность за использование сэмплов лежит на ИЗДАТЕЛЕ.
Что это значит?
При первом сценарии вы просто продаете бит, а выпуском готового трека на стриминговых платформах занимается артист, купивший у вас бит или лейбл, на который этот артист подписан. И именно они (артист или лейбл) должны заниматься "очисткой" сэмпла (или сэмплов) и решать все вопросы с правообладателем (или правообладателями). Вас это абсолютно никак не касается. Такие условия прописаны даже в договоре у BeatStars и это абсолютно нормальная практика.
НО!!!
При втором сценарии, если вы сделали свой биттейп на основе сэмплов или если у вас инструментальный альбом на основе сэмплов или если у вас есть сингл на основе сэмплов и вы хотите выпустить этот материал самостоятельно и загрузить ваш материал на стриминговые платформы, то именно ВЫ несете ответственность за использование сэмплов и именно ВЫ должны заниматься "очисткой" сэмпла и решать все вопросы с правообладателем (или правообладателями).
Что на практике?
При первом сценарии вы просто должны уведомить покупателя о том, что вы используете сэмпл и сказать какой именно сэмпл вы используете. На BeatStars например есть отдельное поле для этой информации, которое вы должны заполнить при загрузке своего бита.
При втором сценарии все немного сложнее. Так как вы сами обязаны решать все вопросы с правообладателями, то в теории вы получаете очень энергозатратный и трудоемкий процесс, но на практике мало кто об этом заморачивается. Все дело в том, что на начальном этапе своей карьеры битмейкера вы мало кому интересны. Вы слишком мелкая рыба, чтобы правообладатели вами заинтересовались и закидали вас исками о нарушении авторских прав. Правообладатель хочет денег, а что с вас взять, если вы загружаетесь на стриминг через бесплатного дистрибутора, обложку берете у Unsplash, а в месяц у вас едва набегает сотня стримов? Так что максимум что вам грозит - это то, что ваше видео с вашим треком заблокируют в Инстаграм, а дистрибутор откажет вам в оказании услуг. Но все может измениться если ваш альбом или сингл "выстрелит". Чем больше цифры - тем больше внимание, а там уже и правообладатели не заставят себя долго ждать и чем это в итоге закончится сказать заранее невозможно, потому что в каждом случае все индивидуально.
Не то чтобы лайфхак, но один мой знакомы из Чикаго режет на сэмплы абсолютно все подряд и не заморачивается, но перед выпуском каждого биттейпа он кропотливо ищет правообладателя каждого сэмпла и каждому отправляет электронное письмо. Что-то вроде: "Привет, я тут у вас сэмпл позаимствовал и сделал бит и сейчас выпускаю все это дело на стриминг платформах. Как бы нам решить вопрос по авторским правам?". И тут все дело в том, что если у вас нет толкового менеджера или грамотного юриста по авторскому праву, то самостоятельно писать письма правообладателям все равно что писать письма лейблам или в службу поддержки ONErpm. Естественно такой подход не снимает с вас ответственность за использование сэмплов без разрешения, но в случае проблем ваше письмо может стать не плохим аргументом и хотя бы немного минимизировать риски.
Немного советов.
1. Чем известнее сэмпл, тем больше денег за него попросит правообладатель. А музыкальная история знает массу примеров, когда треки так и не выходили, потому что сэмплы так и не были очищены, потому что с правообладателем так и не удалось договориться. Поэтому в ваших же интересах как можно больше копать, а не кромсать на сэмплы первый же попавшийся плэйлист из Spotify со словом "Soul" в названии.
2. Проверить сэмплы на "популярность" можно на сайте Whosampled.com
Там конечно же не все, но база огромна и база постоянно обновляется.
3. Ну и если уж хочется спокойно делать музыку, а вникать во все эти заморочки с авторскими правами не хочется, то специально для вас не так давно запустили новый сервис - Tracklib.com
Там целая куча сэмплов и использовать их можно абсолютно легально просто заплатив за использование очень скромную сумму. Сама система напоминает систему с лизингом и арендой битов. Вполне себе рабочий вариант.
4. Ну и не забывайте, что есть Bandcamp, куда вы всегда можете загрузить свою музыку.
И помните, что если вы нарезали сэмплов, наделали битов, выпустили это все на всех стриминг платформах и вам за это ничего не было, то это совсем не значит, что вы очень классно и скиллово обращаетесь с сэмплером (хотя может быть это и так), но скорей всего вы просто неинтересны крупным игрокам и на вас не обращают внимания. Пока что не обращают.
Поэтому копайте лучше и думайте о будущем.
Всем хороших сэмплов, вдохновения и бла-бла-бла.
И спасибо, что дочитали)