Найти тему
Сталкер

Незаслуженно забытый киношедевр Никиты Михалкова

Ведь какое самое распространённое мнение о творчестве справившего 75-летний юбилей Никиты Сергеевича Михалкова, как режиссёра?

Что в начале своей карьеры кино-автора он снимал хорошие фильмы, а в конце - плохие. (Сам я склоняюсь к мнению самого юбиляра: "я всю жизнь снимал один фильм")

При этом, из постперестроечных лент вспоминают только самые громкие и скандальные - "Утомлённые солнцем" с продолжением - "УС-2" ("Предстояние" и "Цитадель") и "Сибирский цирюльник". В меньшей степени - "Солнечный удар".

Однако, из последних его кинокартин часто забывают один маленький шедевр, который, на мой взгляд, стоит особого внимания.

И зовут этот шедевр чрезвычайно просто - "12". Повествует он о том, как двенадцать присяжных заседателей обсуждают убийство чеченским юношей своего приёмного отца. А попутно рассуждают и спорят обо всём вокруг.

Снят он был не в таком уж и далёком 2007 году, но теперь, к сожалению, почти не вспоминается кинолюбителями.

А ведь только блистательным составом исполнителей главных ролей он должен привлекать большое внимание:

Сергей Маковецкий (Присяжный №1), Сергей Гармаш (Присяжный №3), Алексей Петренко (Присяжный №5), Валентин Гафт (Присяжный №4), Юрий Стоянов (Присяжный №6), Михаил Ефремов (Присяжный №8), Сергей Газаров (Присяжный №7), Виктор Вержбицкий (Присяжный №11), Алексей Горбунов (Присяжный №9), Роман Мадянов (Присяжный №12), Сергей Арцибашев (Присяжный №10), Александр Адабашьян (Судебный пристав), Никита Михалков (Присяжный №2).

-2

Редко когда смотришь фильм и не хочется, чтобы он кончался. Этот - из таких.

Ремейком известной старой картины американского режиссёра Сиднея Люмета ("Двенадцать разгневанных мужчин") его трудно назвать (ниже - почему), но основа фабулы и основные мысли этих фильмов схожи:

Простые обыватели (хоть бы и 12 случайно выбранных присяжных), поставленные в условия, когда они принуждены производить внутреннюю работу, открывают в себе честь и  достоинство. И любой из нас, и окружающих нас на это способен - вот какой вывод хочется сделать после просмотра!

То есть - если даже самого зажиревшего душой и покрытого коркой бытовухи обывателя хорошенько поскрести и обезжирить - можно получить прекрасный экземпляр Человека!

Фильм Михалкова, хотя, может быть, не такой естественный, как тот первоисточник, но, по моему твёрдому убеждению -  гораздо шире, ярче и интересней своего прототипа.

-3

В нём поднято и поставлено на подобающее место множество вопросов нашего недавнего и теперешнего существования, вопрос о ценности свободы вообще.

В нём довольно глубоко раскрыты сущность и мироощущение русского и не русского российского человека.

Здесь, кроме общего действия, представлены бенефисы отдельных персонажей и, соответственно, отдельных актёров.

-4

Главное, успешно удалось совместить реалистичность, правдоподобность отдельных персонажей нашей жизни и показ всего среза нашего общества.

А персонажи - те ещё! Пожалуй, это сильнейшая сторона фильма - раскрытие характеров действующих лиц.

Они прямо таки "обнажаются" перед нами своим поведением, монологами-исповедями-воспоминаниями, многочисленными деталями, показанными Михалковым скрупулёзно и до смешного точно.

Старый еврей (Гафт), водила-шовинист (Гармаш), телевизионщик, "выпускник Гарварда" (Стоянов), простолюдин (Петренко), учёный (Маковецкий), артист (Ефремов), хирург-кавказец, директор кладбища, представитель прогрессивной демократической общественности... - образы их очень интересно раскрыты и показаны.

-5

Все актёры по-настоящему блещут в этом фильме, особенно хороши названные мною чуть выше.

Много замечательных режиссёрских находок и органичных идей. Вообще, картина снята просто мастерски, умело, захватывающе - это тот случай, когда серьёзности содержания сопутствует увлекательность действия.

Мне кажется, это один из лучших фильмов Михалкова со времён его золотой советской поры, если не лучший.

Да, в картине присутствует некоторая (но его фирменная) искусственность - искусственность по-михалковски. Но, господа, это же - искусство!

В фильме много неприглядной правды нашей жизни, но как правильно говорит Никита Сергеевич: "Жестокая правда без любви есть ложь".

А любовь здесь есть!

Статьи о других фильмах Никиты Михалкова на канале:

10 лет "Предстоянию". С чего начинался "Бесогон"

Пять шедевров Никиты Михалкова 70-ых годов