Найти в Дзене
Aut-Aut

Николай Рыбников. «Погибнут в неизвестности моя любовь и красота»

Оглавление

22 октября исполняется 30 лет со дня смерти знаменитого советского актера, непревзойденного исполнителя ролей «простых рабочих парней»

Говорят, что Рыбников в день смерти сходил в баньку, выпил рюмочку и лег спать, как оказалось, навечно. Счастливая смерть, но не в 59 же лет. Да и страна, которая его обожала, почти не заметила этого ухода. Начинались лихие 90-е…

С Виктором Проскуриным в фильме «Выйти замуж за капитана», режиссер Виталий Мельников, 1986 г.
С Виктором Проскуриным в фильме «Выйти замуж за капитана», режиссер Виталий Мельников, 1986 г.

Металлург Саша Савченко с Заречной улицы, монтажник Коля Пасечник из «Высоты», знатный лесоруб Илья Ковригин из «Девчат» были его визитными карточками, но они в какой-то степени и погубили актерскую карьеру Рыбникова. Он хотел и готов был делать намного больше. Уже в зрелые годы удивил острохарактерным эпизодом: сыграл кляузника в фильме «Выйти замуж за капитана». Оказалось, многие и не знали всех возможностей Рыбникова-актера. Точно так же почти никто не знал подлинную жизнь Николая Николаевича, сколько в ней было моментов, когда он мог исчезнуть навсегда, сколько жертвенной и высокой любви.

Вплавь из горящего Сталинграда

В фильме «Высота» есть момент, где герои вспоминают свое военное детство. Рыбникову было что вспоминать и не по сценарию. Так получилось, что в начале войны вместе с матерью и братом он перебрался из города Борисоглебска Воронежской области в Сталинград. Отец в это время уже был на фронте. Когда Сталинград запылал, то 11-летний Коля, не умеющий плавать, самостоятельно преодолевал Волгу. Отчасти спасло его то, что желающих уйти было много, но они плыли на лодках и плотах, нагруженных тем, что удалось увезти. Люди спешили, и им сильно мешал мальчишка, постоянно цеплявшийся то за один, то за другой борт. Колю били веслами прямо по рукам. Чудом он оказался на другом берегу вместе с родными. Но, получив похоронку на отца, мать Коли умерла от сердечного приступа. Братьев приютила тетка, а после войны они вернулись в Сталинград.

С Инной Макаровой в фильме «Высота», режиссер Александр Зархи, 1957 г.
С Инной Макаровой в фильме «Высота», режиссер Александр Зархи, 1957 г.

Позже упорство и смелость Рыбникова нередко проявлялись на съемках. В «Высоте» он без специальных перчаток спустился по длинному тросу, в кровь ободрал ладони, но режиссер попросил второй дубль, и Рыбников, никому ничего не сказав, повторил. В «Девчатах» в сцене, где Тося приносит обед на делянку, у Рыбникова ложка примерзла к губам, ведь шли натурные съемки на зимнем Урале. Рыбников также сделал два дубля, а потом выплюнул много крови на снег.

Кадр из фильма Юрия Чулюкина «Девчата», 1961 г.
Кадр из фильма Юрия Чулюкина «Девчата», 1961 г.

Возможно, ранняя смерть матери побудила Колю сначала поступить в медицинский, хотя он еще в детстве проявлял артистические способности. Но через год Рыбников решился и пошел во ВГИК, прямо на курс к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой.

Коля и Клара

На своих педагогов он произвел яркое впечатление практически сразу. Уже принятый, Рыбников увидел, что в коридоре плачет симпатичная девушка. Это была будущая жена Рыбникова Алла Ларионова. Но тогда Коля, повинуясь какому-то внутреннему порыву, побежал к Герасимову и Макаровой и попросил прослушать Аллу еще раз. Возможно, слёзы украсили и без того приметные глаза Ларионовой, в общем, ее приняли.

Клара Румянова с Сергеем Никоненко в фильме Александра Митты «Звонят, откройте дверь, 1965 г.
Клара Румянова с Сергеем Никоненко в фильме Александра Митты «Звонят, откройте дверь, 1965 г.

История любви Рыбникова и Ларионовой давно известна, но мало кто знает о его отношениях с однокурсницей Кларой Румяновой. Увы-увы, Клара больше прославилась как актриса, озвучившая десятки знаменитых мультфильмов, но в юности это была красивая девушка с решительным характером и большими перспективами в профессии. Ради будущего Клара бросила молодого мужа в Ленинграде и сделала аборт. Она осмелилась возражать всесильному руководителю «Мосфильма» Ивану Пырьеву. Тощий и нищий Рыбников, известный на курсе своими бесконечными розыгрышами, был для нее малоинтересен. Чтобы ошеломить девушку, Рыбников занял денег и купил ей золотые часики, которые Клара выкинула в окно. Позже эта история, слегка в измененном виде, вошла в фильм «Девчата».

Дебют с Петром I

Актерская биография Рыбникова начиналась вовсе не с простых рабочих парней. Герасимов, который давно мечтал о проекте, связанном с Петром I, поставил со своими учениками литературную композицию. Роль молодого императора он доверил не самому высокому тщедушному Рыбникову. Но молодой актер вложил в образ столько нерва и характера, что перед глазами зрителей вставал именно Петр I. Позже некоторые наработки Рыбников перенес в фильм «Тревожная молодость», где играл отрицательную роль.

Кадр из фильма «Тревожная молодость», 1954 г. Режиссеры Александр Алов, Владимир Наумов
Кадр из фильма «Тревожная молодость», 1954 г. Режиссеры Александр Алов, Владимир Наумов

Какая чудная игра

Рыбников был талантливым, как бы сейчас сказали, пародистом. Вместе с друзьями он придумал что-то вроде стендапа, но весьма не безобидного. Рыбников сидел в шкафу и, подражая голосу знаменитого диктора Юрия Левитана, с помощью технического приспособления делал по радио объявления, которые слышали в разных комнатах общежития. Например, мог озвучить подробности личной жизни кого-то из студентов. А однажды объявил о многократном понижении цен с 1 апреля. Дело было в 1951 году, нищие студенты радостно захлопали и закричали здравицы в честь товарища Сталина.

Естественно, немедленно затеяли расследование, и Рыбникова исключили из ВГИКа. Позже Петр Тодоровский использовал эту историю в фильме «Какая чудная игра», там виновников расстреляли, и это не преувеличение. Скорее всего, от судебного процесса Рыбникова спас авторитет Сергея Герасимова. Николая даже восстановили в институте.

Николай и Алла

Алла Ларионова в фильме Александра Птушко «Садко», 1952 г.
Алла Ларионова в фильме Александра Птушко «Садко», 1952 г.

После того как Румянова дала Коле от ворот поворот, он как-то по-новому взглянул на Аллу Ларионову. В 1952 году, еще во времена студенчества, Алла сыграла Любаву в фильме «Садко», и вся страна ахнула: какая красавица. А ведь сама Алла Дмитриевна рассказывала, что до поры до времени никто ее красавицей не считал, и у Герасимова с Макаровой были «претензии» к форме носа и чересчур полным губам.

История любви Рыбникова и Ларионовой уже пересказывалась в самых разных вариантах, есть вполне себе шекспировские по накалу. Абсолютная правда в том, что Алла Ларионова очень долго не была счастлива в любви. У нее был роман с актером Иваном Переверзевым, они вместе снимались в Минске, Ларионова ждала от него ребенка. И вот Переверзев куда-то отъехал со съемок на несколько дней. Как потом выяснилось, чтобы официально жениться вовсе не на Алле.

Иван Переверзев с Ириной Муравьевой в фильме Самсона Самсонова «Чисто английское убийство», 1974 г.
Иван Переверзев с Ириной Муравьевой в фильме Самсона Самсонова «Чисто английское убийство», 1974 г.

Каким-то образом это всё стало известно Рыбникову, и в самом конце 1956 года Николай рванул в Минск. В новогоднюю ночь он сделал предложение, которое было принято скорее с благодарностью, чем с большой любовью, а 2 января уже знаменитых актеров беспрекословно расписали в одном из минских загсов. У Аллы родилась дочь Алена, которая носит фамилию Рыбникова и которая росла в огромной любви со стороны приемного отца. Позже у супругов появилась дочь Арина.

На седьмом небе

Веселый и компанейский на экране, в жизни Рыбников вовсе не был рубахой-парнем. Жестко отшивал тех, кто панибратски хлопал его по плечу и звал выпить. Хотя на официальные творческие встречи со зрителем ездил охотно, ведь ролей становилось все меньше, и такие встречи, где Рыбников непременно пел «Когда весна придет, не знаю…» и «Не кочегары мы, не плотники…», были источником заработка.

С годами он пополнел, на роли парней уже не годился. Кроме того, женившись, Рыбников очень хотел сниматься вместе с Аллой, но даже по молодости его звали в такие фильмы, где типаж Ларионовой категорически не подходил. Когда его пригласили в «Девчата», он давил на режиссера Юрия Чулюкина, чтобы в роли Анфисы тот снял Аллу Дмитриевну. Чулюкин отказал, Рыбников злился и играл «вполноги». Потом ему стало стыдно, и по его просьбе некоторые эпизоды пересняли.

К сожалению, такие совместные фильмы супругов, как «Седьмое небо» и «Семья Ивановых», несмотря на обилие знаменитых актеров, стали проходными и даже вызвали негативные отзывы критиков.

Алла Ларионова и Нонна Мордюкова в фильме «Семья Ивановых», режиссер Алексей Салтыков, 1975 г.
Алла Ларионова и Нонна Мордюкова в фильме «Семья Ивановых», режиссер Алексей Салтыков, 1975 г.

В 1990 году Рыбникова вроде бы пригласили в совместный советско-американский проект. Николай Николаевич был счастлив, он специально похудел. Ведь Рыбников был не только гурманом, но прекрасным кулинаром, особенно славились его соленья, батарея которых размещалась в гараже. Однажды Николай Николаевич попросил свою «лапусю» – так он неизменно называл жену – сострочить на машинке штук 15 «фартушков»: в них гости должны были лепить пельмени. В общем, в этой семье всегда любили хорошее застолье. Но ради новой работы Рыбников, что называется, зашил рот наглухо.

Ну, и как это часто бывало в те годы, все договоренности сорвались. 21 октября Николай Николаевич опять отправился на творческую встречу со зрителями. «Не откажите мне в любезности, пройтись со мной слегка туда-сюда, а то погибнут в неизвестности – да! – моя любовь и красота». Наверняка эта песня там звучала. Через несколько дней гроб с телом Рыбникова стоял в Доме кино.