23-го февраля в город Петропавловск прибыл турист Токмин Николай, вышедший 8 сентября 1927 г. из города Константиновки (Донбасс) в путешествие по СССР с целью ознакомления с жизнью и природой в отдалённых и глухих уголках.
До Петропавловска по маршруту: Лапландия, Северный Урал, Туркестан, Сибирь, Якутия и Камчатка.
Т. Токмин прошёл 29 тысяч килом., из них 9 тысяч проездом: на автомобиле, поезде, на пароходах, плоту, лодке, верблюдах, оленях и собаках и 20 тыч. пешком и на лыжах, по отдалённым и глухим местам, частью при отсутствии всяких дорог.
Токмину 28 лет. Рабочий. Уроженец Иваново-Вознесенской губ. Участник гражданской войны. В это путешествие Токмин вышел с 4 рублями и пользуется в пути помощью организаций, главным же образом добывает средства от продажи своих фотокарточек.
Из пройденного пути особенную трудность представляли 800-вёрстный лыжный переход по Лапландской тундре (морским побережьем от гор. Мурманска до Беломорского пролива), затем при движенин из Архангельска — переход через Северный Урал (против г. Берёзова) и в Туркестане 500-километровый переход через пустыню Кызыл-Кум.
19-го ноября 1929 г. из города Якутска вышел с 18-летним товарищем (женой), вместе с которой при продвижении к Охотску между селениями Атырджахом и Алнах-Нюл прошли 240 верст без жилья при температуре, колебавшейся от 48 до 60 градусов (по Цельсию).
Антонина Токмина (б. Пономарёва, уроженка Иркутского округа), вопреки всем предсказаниям о неминуемой гибели, пройдя 1.100 километров пешком и столько же на лыжах, оленях, собаках, находясь сейчас в полном здравии, сообщает: «дочь растёт очень бойкая…»
С Олы в Гижигу и с Каменска в Тигель [Тигиль — А.П.] проехал пароходом, оттуда через Усть-Камчатск (частично пользуясь Камчатским «экспрессом») прошёл в Петропавловск.
Со 2 по 17 ноября в 150-вёрстном переходе из с. Седанки в Еловку, на 4 день этого пути, с разорвавшейся обувью, до нитки мокрый и измученный 36-часовым безпрерывным движением во время пурги, придя к корякам, промышлявшим на ручье рыбу, встретил у них приехавшего на оленях зажиточного коряка Каплана ВЭВВЭ, который за однодневный 40-вёрстный провоз до хребта запросил 100 рублей, заявив: «ты служащий, казна всё уплатит, не хочешь дать сотню, иди пешком».
Задержавшись отдыхом и заходом в другую юрту к оленным корякам, в вершине р. Седанка Токмин вновь был застигнут пургой, во время которой после двух дней движения в ночь на 12 ноября перешёл через хребет. Не доходя Еловки, на обеих ногах поморозил большие пальцы.
Из Петропавловска возвращается в Донбасс, где приступит к описанию пройденного пути.
Камчатская правда. — 1931. — 4 марта. — № 15.