Найти в Дзене
Культурный Петербург

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С «НАЧАЛА»

50 лет назад, 9 октября 1970 года, на экраны советских кинотеатров вышел новый фильм Глеба Панфилова с Инной Чуриковой сразу в двух главных ролях. И хотя за их плечами уже была одна совместная работа, но именно «Начало» стало началом нового этапа и в их творческой, и в личной жизни.

Предыдущую ленту – режиссерский полнометражный дебют – Панфилов поставил тремя годами раньше, в 1967 году, к 50-летию Великого Октября. Она называлась весьма выразительно и афористично «В огне брода нет». В ней Инна Чурикова и сыграла свою первую главную роль – талантливой художницы-самоучки Тани Теткиной, погибшей в сжигающем все и всех на своем пути пламени гражданской войны. Картину хорошо принимали в профессиональной среде, но большого проката она не имела. Однако репутацию режиссера существенно укрепило присуждение картине Гран-при - «Золотого Леопарда» - на международном кинофестивале в Локарно. Было в истории с этим фильмом, по крайней мере, три обстоятельства, которые предопределили движение Глеба Панфилова и его музы к будущему фильму и его успеху.

Это, конечно, феномен Инны Чуриковой, сыгравшей так, что, увидев ее однажды в этой роли, забыть просто невозможно. Соавтором сценария начинающего режиссера стал классик советского сценарного дела Евгений Габрилович, который повторил свое творческое партнерство и в работе над «Началом». И, наконец, снимая основные сцены для фильма про гражданскую войну на железнодорожной станции города Мурома, Панфилов, по словам его оператора Дмитрия Долинина, уже присматривался к натуре для следующего фильма, которым должна была стать эпопея о Жанне Д^Арк.

История кино умалчивает о том, кому пришла в голову идея соединить судьбу героини французского народа и жизнь простой фабричной девчонки в едином сюжете, но ход был гениален. Он подарил нашему кино двух совершенно разных экранных героинь, которые удивительным образом соединились в пространстве одной картины, наглядно доказав мощную способность десятой музы превращать в зрелищную реальность самые дерзкие фантазии и поэтизировать простую обыденность жизни. И обеих этих героинь в одном фильме сыграла Инна Чурикова.

Так оно все и случилось в «Начале». Паша Строганова была «поселена» в рабочем общежитии в Муроме. В лесах под этим городом во Владимирской области снимали большинство эпизодов из фильма о Жанне, в которой Паше и предстояло сыграть реальную историческую фигуру. Эпизоды кинематографического быта разыгрывались в интерьерах «Ленфильма», а триумфальную премьеру картины с Пашей в главной роли сняли в БКЗ «Октябрьский».

«Начало» - это удивительное кино, в котором быт и жизнь простого человека «из народа», напрямую стыкуются с деяниями той, которая спасла Францию много веков назад. И эта сюжетная рифма через столетия порождает в картине Панфилова тот невероятный объем смысла, когда ты понимаешь, что и жизнь обыкновенного человека может быть полна страстей и чувств самого высокого накала. Поэтому и блистательный дуэт Инны Чуриковой с Леонидом Куравлевым, сыгравшем ее возлюбленного Аркадия – это романтическая история любви, в которой наши чувства трепетно колеблются от иронии до смертельного ужаса. Впрочем, как и в жизни, когда любовь заканчивается простой встречей на скамейке.

Чудо «Начало» в том, что здесь кино рассказывая о себе, все-таки сохраняет для зрителей некую магию заэкранья, приподнимая изредка завесу над тем, как это делается. И здесь впору расставлять сплошные восклицательные знаки, когда вспоминаешь гениальный эпизод съемок монолога Жанны-Паши, которой постоянно мешают ее руки. Здесь Панфилов мудро ушел из кадра, оставив вместо себя своего приятеля Юрий Клепикова, который очень похож внешне на самого Глеба Анатольевича и которому пришлось сыграть Режиссера в «Начале». А вот оператора Дмитрия Долинина Панфилов оставил в кадре, доверив ему роль…оператора, который и снимает фильм про Жанну.

А ведь в картине блистательно играют, быть может, одни из лучших своих ролей Валентина Теличкина, Татьяна Бедова и невероятный Михаил Кононов, сумевший, как и Чурикова сыграть две роли: друга Паши и бесноватого в сцене сожжения Жанны. Их персонажи настолько естественны, насколько и узнаваемы. Сегодня, полвека спустя, ты встречаешь их на экране, когда в очередной раз пересматриваешь «Начало» как старых знакомых. Наизусть зная буквально каждую интонацию или звучащую реплику. Паша из их рода-племени. И Чурикова, похоже, понимала, что играя эту роль она фактически играла свою судьбу в искусстве, начав с Марфушечки-душечки в «Морозко», и сыграв навсегда Пашу-Жанну в «Начале».

Именно после зрительского и официального триумфа «Начала» окончательно сложился дуэт Панфилов-Чурикова – и в искусстве, и в жизни. Картина собрала в прокате почти 21 миллион зрителей. Инна Чурикова стала лауреатом премии Ленинградского комсомола и была признана лучшей актрисой года по результатам опроса журнала «Советский экран». Картина имела успех на международных кинофестивалях. А заодно возродив зрительский интерес к предыдущей картине «В огне брода нет». Но именно после «Начала» началась (вот и каламбур!) и другая линия жизни Панфилова и Чуриковой. Режиссер уже не хотел изобретать очередной драматургический ход, а просто предложил проект фильма о Жанне Д^Арк, естественно подразумевая, что главную роль должна была сыграть Чурикова. Начались идеологические и цензурные мытарства, которые ничем в результате и не закончились. Замысел «лег» на полку, как ляжет на полку фильм Панфилова «Тема». А сам режиссер покинет Ленинград, и осядет в Москве.

Но тогда, в 1970-м, все казалось радостным и светлым, как улыбка Паши в роли Жанны на огромном панно-плакате, вывешенном на углу Суворовского проспекта и Старо-Невского в эпилоге ленты. Таков ее финал, когда титр с названием «Начало» появляется не вначале, а в конце, также и все остальные титры. Такой прием был нарушением всех правил и традиций. Но именно так и творится настоящее искусство о людях и для людей. Таким было «Начало» полвека назад. И, к нашему счастью, у него было не менее яркое продолжение.

Сергей Ильченко