Когда я увидела эту работу, подумала, что это очередной симультанный эксперимент Сони Делоне. В отличие от своего супруга Робера Делоне, который предпочитал классические материалы - холст и краски, Соня расширяла свой диапазон выразительных средств и использовала материалы нехудожественного назначения. Однако я таки (как сказали бы в Одессе, откуда была родом Сара Элиевна Штерн, в замужестве Делоне) ошиблась. Уникальный переплёт был выполнен парижским художником-декоратором Пьером Леграном/Pierre Legrain.
В 1917 году Жак Дусе, коллекционер, меценат, владелец одноименного модного дома La Maison Jacques Doucet, предложил Пьеру Леграну оформить библиотеку. Нет-нет, дело было не в создании дизайна интерьера библиотеки, не в разработке мебели или предметов декора для украшения пространства, а в создании переплётов для коллекции книг, собранных Жаком Дусе! Вот этот экземпляр кожаного переплёта книги Йориса-Карла Хьюисмана/Joris-Karl Huysmans "À rebours" из сафьяна имеет не просто золотой тиснение, что входило в издательский стандарт, но и инкрустирован перламутром, яичной скорлупой и шагренью.
«К современным книгам нужны современные переплеты! Вдохновляйтесь яркой цветной мозаикой современных художников, смелой игрой с геометрическими формами» - ценный совет, который дал Жак Дусе молодому художнику Пьеру Лерграну.
Пьер Легран разработал орнаментальный язык, состоящий из простых вроде бы форм - кругов, квадратов,треугольников - соединённых или разделённых ломаными линиями, сопряженных друг с другом сложными ритмами, используя при этом удивительное разнообразие материалов - от пергамента, перламутра, шагрени, металла (золота, серебра, никеля, медт, алюминия, платины) до разных пород дерева, яичной скорлупы, слоновой кости, черепахового панциря, шкур рептилий, горячих эмалей и камней.
За два года (1917-1919 гг. ) библиотека приоделась, Легран создал 370 оригинальных переплётов, при этом во время Первой мировой войны переплётные работы велись не в мастерской, а...в столовой великого кутюрье! Таково было желание одного получить чудесную библиотеку, а другого её создать! Эта игра с материалами нашла отражение впоследствии и в дизайне рам, которые Легран создал для коллекции живописных картин, собранных Жаком Дусе.
Оригинальность оформления, высокое качество, необычные материалы и сложные технологии привлекли внимание к Леграну богатых покровителей-коллекционеров Анри де Монбризон и Робера де Ротшильда. И к середине 1920-х художник-декоратор создал впечатляющую галерею, которая частично была представлена на парижской Международной выставке декоративных искусств и современной промышленности, где Легран уже мог бы предъявить 1300 переплётов, доказав абсолютное лидерство в этом виде искусства. Полученная в итоге Премия Блюменталь/Prix Blumenthal, учреждённая Флоренс Блюменталь, возможно, позволила в полной мере воспользоваться этой наградой и развиваться дальше, если бы не смерть от сердечного приступа в 40 лет, в 1929 году.
Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!
Если вам понравилась публикация, поделитесь своим впечатлением. Для автора - это важно!
Если вы хотите стать участником курса "Ар деко легендарный" и узнать больше об этом стиле, присоединяйтесь! Все подробности - на этой странице!