Сначала я расскажу притчу.
Некто однажды придумал ошибки.
- "Ошибаться - это плохо",- сказал он. И показал это на примерах.
Примеры ошибок были настоящие, со страшными последствиями. Некто умел подбирать яркие образы ...
И люди ему поверили. И люди испугались. Они не хотели страшных последствий. И это было разумно.
И тогда Некто придумал "работу над ошибками".
И люди, которые стали бояться ошибок, стали приходить к нему за советом. Они возжелали жить, не совершая ошибок.
И это казалось им разумным.
И Некто, чьей единственной работой была работа над ошибками, организовал школу. И стали туда приходить люди, боящиеся ошибок.
И они не думали, разумно ли это, потому, что это стало привычно.
И школе понадобились новые люди. И они пришли, и Некто научил их единственному, что умел сам - работать над ошибками.
И теперь уже многие учили многих не ошибаться.
И увидели люди, что это хорошо. И возжелали они, чтобы этого стало больше. И сделали школу обязательной для многих.
И так возникла педагогика.
Если вам нравится думать и самостоятельно принимать решения, а не "жевать пережеванное", если вы не боитесь ошибок, то читайте дальше.
Притчу, если что, я придумал ) Как метафору.
Почему мы "ошибаемся"?
Метафоры эффективнее для понимания, чем "точные определения". Некоторым людям метафоры помогают увидеть привычное под другим углом. И они принимать непривычные решения.
И иногда они ошибаются ) И вот здесь-то "собака и порылась" ...
Само понятие "ошибка" - очень на то похоже - похоже, действительно придумали современные педагоги. Не буквально современные. Но и не так давно.
Что-то не встречал я в древних текстах, сколько ни копался, акцента на ошибках ... В педагогике же - это "альфа и омега", "правила и снижение оценки за неточное их применение". Ну, и конечно "работа над ошибками".
Тут я писал о базовой причине ошибаться "просто так", о "невнимательности". Но есть и другая фундаментальная причина.
И понять ее просто. Если не занаучивать.
Теоретически это каждый поймет ...
Вы смотрели фильмы, в которых ловкие и смелые ребята грабят банк или казино? Что-нибудь вроде "11 друзей Оушена".
Помните, как умные и ловкие современные герои, пробирались между светящимися лазерными лучами суперсовременной сигнализации?
Случись им протискиваться между похожим образом натянутыми ниточками на спортивной площадке, они делали бы это на время и с азартом. А тут ...
Труднейшее испытание для нервов!
- Малейшая неточность - недопустима.
- Последствия - критически неприемлемы.
Над пропастью
Или другой пример, набивший уже оскомину, но не утративший смысл. Доска, по которой мы легко пробегаем на небольшой высоте, но и шага не можем сделать, стоит поднять доску повыше.
Эти примеры поймет всякий. Теоретически )
Но стоит применить эту же, абсолютно железную, психофизиологическую логику к обучению, как многие становится слабо вменяемыми.
- Примеры просты.
- Логика основана на базовых свойствах человека.
- Но ... многие все равно отказываются понимать, когда дело доходит до практически важных вещей ...
Вы замечаете глубокую иронию ситуации?
В ситуациях, где не очень важно - поймешь или ошибёшься, - мы понимаем.
Но там, где же ситуация серьезная и следует мобилизовать понималку - мы перестаем понимать!
Слишком велика важность. Слишком критичны последствия. Слишком недопустимы даже малейшие промахи.
Вторая первичная
Итак, вторая базовая причина, по которой человек ошибается там, где вроде бы не должен, где всё знает - СТРАХ.
Человеческая эмоция, замешанная на непонимании и усиленная сверх значимостью, сверх недопустимостью малейшей неточности.
Что же ... Таким парадоксальным образом работает наш ум.
Если в примере с доской это понятно, то ...
А понятно ли на самом деле?
Ну нерационально же напрягаться и дергаться на высоте! Упадешь и разобьешься!
На маленькой - дергайся сколько хочешь. Оступишься - не проблема. Так ведь нет ...
Парадокс, я же говорю).
И что тогда означает "понятно"?..
"Развивающее обучение" = шаблонное обучение
Один из самых простых способов загнать человека в состояние сверхважности, заставить идти "по ниточке над пропастью" - учить через шаблоны, стандарты, "типовые задачи", "типовые решения" и т.п.
Через "только так!"
"Только так" - абсолютный синоним поднятой над пропастью досочки, вы понимаете это?
Так называемое "развивающее обучение" и "теоретико - множественный" метод - яркие тому примеры. Я удивляюсь не по-детски, как могут этого не понимать те, кто профессионально занимается обучением?!
"Определение на определении сидит и определением погоняет".
Вы обратили внимание, от какого слова происходит слово "определение"? )
"Вот мы дадим человеку точное определение: развернутое, правильное, научное, в котором побольше слов. А потом дадим парочку примеров. И - свершится чудо! Он сразу охватит целую область знаний.
От абстрактного к конкретному. То есть от стандартного, шаблонного.
(Недавно пересматривал свои статьи и обнаружил одну интересную )) Про геометрию и про "теоретико-множественный метод занаучивания. Очень понравилось)
Вы задумывались об этом: абстрактное, по-сути, всегда шаблон!
"Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна…“
В.И.Ленин
Это очень упрощенное, но очень точное выражение сути Колмогоровской реформы преподавания математики. Что уж говорить про педагогический мусор низкого пошиба, вроде "развивающего обучения", "фонематических программ" и т.п.
Доказательства?
Смотрите учебники и удивляйтесь. "Слишком много букофф", которые многие учителя заставляют запоминать. Наизусть.
В этом нельзя винить только учителей
Подумайте: такой подход объективно толкает к запоминанию. А иначе зачем "так много букофф"?..
Понимание от "букофф" не возникает. Понимание возникает от примеров. Таково свойство нашей психики. Поэтому, еще раз:
«Если истина абстрактна, то она — не истина. Здравый человеческий разум стремится к конкретному» Г.Гегель
"Истина всегда конкретна"
Ребенок, зажатый в тиски теорий, которому за малейшие промахи снижают оценку, психологически испытывает то же, что и "канатоходец по ниточке над пропастью". Он внутренне зажимается, чувствует несвободу, боится ошибиться.
Поэтому и напрягается.
Поэтому и с бОльшей вероятностью падает.
Рецепт лечения
Он единственный.
"Перестать грузиться", как говорят подростки.
А совет подросшим и поумневшим (у кого получилось) педагогам или родителям - отпустить ребенка. Психологически отпустить.
Правильное обучение, как и правильное мышление, основано на понимании свойства категоричности ума (диалектичности, двойственности).
- Если есть право, то есть и лево. Прямо тут - слева.
- Если есть белое, то без черного оно никак существовать не может.
Вы задумайтесь: это не метафора, а простейшая физика, простые законы человеческого восприятия.
Если хотите, чтобы ребенок перестал ошибаться - предоставьте ему такую возможность.
Все.
Право на ошибку
Представляю, как на меня сейчас накинутся некоторые родители и педагоги.
Те, "некоторые", которые не уловили смысл статьи.
Поэтому я пишу для других "некоторых", которые смысл улавливают. Кто проверяет вещи, которые возможно проверить. И не принимает в расчет не проверяемые.
Истина всегда конкретна. И она проверяемая.
Я не предлагаю "разрешать все". Вы помните, что мы говорим про обучение? Про обучение математике, русскому языку ... Что тут такое "все" можно разрешить, чтобы потом кусать локти?..
Итак, вот они, два кита правильного обучения, ведущего в направлении все большего понимания и все меньшего количества "ошибок", которые - "хоть кол на голове теши" - происходят. Несмотря ни на какие инновационные и развивающие методики, а благодаря им.
- Обучать через понимание, а не через шаблоны.
- Предоставлять определенную свободу "ошибаться".
Дайте ребенку возможность двигаться к пониманию, нащупывать пути решения конкретной задачи, собственного стиля выражения мыслей. Хоть при решении задач, хоть при написании сочинений.
Конечно, есть детали, есть "как это делать". Но принципиально - это все.
И это немало.