Практически каждый нынешний родитель помнит слова о том, что советское образование – лучшее в мире. Однако лучшее ли в мире российское образование? Мировые рейтинги не согласны с этим утверждением, но мы попробуем разобраться.
Страны Болонской системы
Европа и Америка обучают детей и студентов в соответствии с Болонской системой образования. Эта же система стандартов и требований принята в некоторых частных школах России. Одной из граней образования, согласно данной системе, является подготовка школьника или студента к самостоятельному ориентированию при выборе профессии, выстраивание индивидуальных траекторий профессионального развития.
Проще говоря, ещё в школе у детей формируются именно те умения и навыки, которые пригодятся им при поступлении в вуз, а в институте, соответственно, те, что потребуются при устройстве на работу. Всё это превращает образовательные стандарты в непрерывную, согласованную и взаимосвязанную структуру системы образования.
Достоинства отечественного образования
Тем не менее, образование в России готовит гораздо более дисциплинированных и эрудированных школьников, обгоняющих по многим предметам своих сверстников из других стран.
В отечественном образовании приняты более строгие правила в школах и более сложная учебная программа. Это позволяет готовить образованных широкопрофильных и узкопрофильных специалистов. Говоря иными словами, российские студенты и школьники гораздо лучше сдают экзамены и научные работы, нежели зарубежные. Но моментально проваливаются в рейтингах при начале собственно учебного процесса за рубежом. В чём причина?
Образование образованию рознь
В отличии от зарубежных учебных заведений, школ и вузов, отечественная система образования не развивает у учащихся самостоятельности, критичности мышления, не формирует умения проведения исследований и их публичной защиты, а также не обучает самостоятельной постановке целей и планированию их достижения. Европейское и американское образование во многом заточено на развитие soft-skills, то есть умений, которые могут потребоваться школьнику или студенту вне зависимости от выбранной профессии.
Это может быть критичность мышления, умение работать в команде, умение самостоятельного поиска проблемы и путей её решения. В следствии этого, в учебных заведениях за рубежом, где главный критерий – инициативность и активность учащегося, проявляющаяся в количестве и качестве учебных проектов и исследовательских работ, российские учащиеся уступают западным.
Иными словами, пока западные студенты в ходе учебного процесса строят свои собственные исследования и проекты, отечественный студент ждёт, пока ему зададут эту тему «на дом». Тогда он начнет работу и выполнит её гораздо качественней и эффективнее, чем его иностранные одногруппники. К сожалению, иная система оценивания не позволяет ему стать лучшим.
Чем обусловлены показатели мировых рейтингов?
Российские вузы готовят эрудированных специалистов с широким кругозором, однако узким полем инициативы, что заметно отражается на положении страны в международных образовательных рейтингах.
Увы, в современных условиях, в системе образования оценивается не только объем знаний, закладываемых в учащихся, но и такие показатели как доступность образования для разных слоёв населения, отсутствие дискриминации по любым признакам, принципы свободы и демократии в управлении университетом.
И, казалось бы, в России и образование доступно, и не дискриминируют никого, но фактически ситуация обстоит иначе, что не позволяет российским школам и вузам высоко подняться в рейтинге по данным критериям.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Советская система образования возвращается?