Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Он угнал самолет, был приговорен к смертной казни, а потом снял сериал «Вариант «Омега»

Вариант «Омега». СССР, 1975. Режиссер Антонис Воязос. Сценаристы Николай Леонов, Ю. Костров. Актеры: Олег Даль, Игорь Васильев, Елена Прудникова, Ирина Печерникова, Евгений Евстигнеев, Вадим Яковлев, Сергей Полежаев, Пауль Кальде, Александр Калягин, Алексей Эйбоженко, Фёдор Никитин, Виталий Коняев и др. Премьера на ТВ: 15 сентября 1975.

-2

Режиссер Антонис-Янис Воязос (1930-1992) за свою творческую биографию поставил всего три игровых фильма (первый из них был короткометражным), и запомнился зрителям только по военно-детективному сериалу «Вариант «Омега».

-3
Режиссер Антонис-Янис Воязос
Режиссер Антонис-Янис Воязос

Жизнь Антониса-Яниса Воязоса сама по себе достойна остросюжетного романа или фильма. А.Я. Воязос - грек, родился в Салониках, юным восемнадцатилетним коммунистом со своими соратниками по партии угнал самолет, за что был заочно приговорен к смертной казни греческими властями. Понятно, что с таким приговором юному коммунисту только и оставалось, что нелегально сбежать (чрез Югославию и Болгарию) в СССР. Там он сначала поработал токарем, пару лет поучился в Ташкентском театрально-художественном институте, а потом подался в Москву, во ВГИК, где учился в мастерской Михаила Ромма. Свои первые две игровые картины Воязос снял в 1960-х. «Вариант «Омега» стал его последней работой в СССР, вскоре после ее премьеры режиссер вернулся на родину, где продолжил свою творческую деятельность – в литературе, кино и театре…

-5

Сюжет фильма «Вариант «Омега» был построен на психологической дуэли двух противников – разведчика Скорина (Олег Даль) и барона фон Шлоссера (Игорь Васильев)…

-6

Именно Антонис-Янис Воязос настоял на том, что роль советского разведчика, действовавшего в оккупированном Таллине 1942 года, сыграл Олег Даль (1941-1981), из-за чего съемочная киногруппа шутя называла этот телепроект «Вариант Олега»…

-7

А. Мурадов и К. Шергова отмечают,что «Вариант «Омега», один из последних советских многосерийных фильмов о достижениях спецслужб во время Великой Отечественной войны, предложил зрителю новый образ: вместо холодного и в какой-то степени чужого разведчика возник другой персонаж – высокопрофессиональный солдат, чьи человеческие слабости не скрывались, а подчеркивались. Таким образом зритель мог увидеть себя в этом герое, в отличие от предшественников подобных персонажей. Кроме того, формирование образа «умного врага» вышло на новый уровень, главный антагонист вызывает не только восхищение, но и в какой-то мере – сочувствие. А, следовательно, поединок между такими персонажами привлекает больший интерес» (Мурадов, Шергова, 2019: 63-64). Мурадов А.Б., Шергова К.А. Великая Отечественная война в многосерийных телефильмах 1965–2005 гг. М.: Академия медиаиндустрии, 2019. 138 с.

-8

Мнения сегодняшних зрителей о «Варианте «Омега» часто противоположны – от полного восторга до полного отрицания, подстегнутого поисками «ляпов»…

Александр Федоров, 2020

Полные тексты моих книг о кино (бесплатное скачивание pdf, без регистрации и пароля) на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России - «Кинопресса» http://kinopressa.ru/library: Западный мир на советском и российском экранах (1946-2016). Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей. Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)". Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа.