В предыдущей части я рассказал почему для своего общения с теми, кому может быть интересно написанное мной выбрал этот ресурс.
А теперь коли назвал текст «Давайте познакомимся» нужно рассказать о себе и объяснить почему я считаю себя в праве говорить про авиацию.
Это нужно сделать обязательно, с учётом того, как мои читатели пишут в комментариях к моим текстам, что неплохо бы автору почитать немного про авиацию прежде, чем браться за эту тематику.
Это нормально. Читатель на то и читатель, что тратит своё время на знакомство с моими текстами. А мы же знаем, что тратить время и тратить жизнь – одно и то же. Поэтому читатель может задать вопрос:
«А ты кто такой, чтобы мы верили твоим рассказам про авиацию?
И пусть я уже много раз в различных текстах отвечал на этот вопрос я считаю не лишним будет повториться.
Где начало?
Когда я решил стать пилотом и посвятить свою жизнь авиации я не помню. Решение стать пилотом в моей жизни существовало всегда.
И исполняться это решение начало 4 сентября 1974 года, когда я выполнил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Ан-2 бортовой номер 02472 в аэропорту Большая Кахновка.
С тех пор прошло много-много лет прежде, чем 7 июня 2019 года я на самолёта А330 выполнил рейс Шереметьево-Амстердам-Шереметьево и собрался на следующий день летать аэродромную тренировку на самолёте А320. Но тренировка была отменена и полёт в Амстердам стал последним моим полётом в качестве пилота. Потому, что затем была медицинская комиссия, на которой мне было сказано, что так долго летать не очень полезно для здоровья.
Между этими двумя полётами лётная жизнь длинною почти 45 лет, из которых больше двух лет в полёте.
Такое долгое пребывание в профессии позволяет увидеть многие вещи под разными углами, проанализировать многие проблемы, непонятные ранее. И чем старше становишься, чем больше находишься в профессии, тем больше представление об этой профессии меняется.
Опыт – это богатство, данное нам за терпение пребывания в профессии. И не поделиться этим богатством значит предать тех, кто собственный опыт передал тебе в своё время. Это значит предать своих учителей.
Мимино
Я очень любил и люблю этот фильм. Для меня его философия очень проста: мечта штука заманчивая, но она не должна затмевать то замечательное, что находится рядом с тобой сейчас. Вполне возможно, что счастье рядом. А чаще всего это так и есть.
Самые любимые эпизоды в этом фильме – это игра на фортепиано для двух зрителей. И, естественно, финал, когда прямо физически ощущаешь радость полёта. И эта радость не зависит от размера самолёта или маршрута, по которому полёт выполняется.
Этот фильм давал мне силы оставаться в профессии несмотря на то, что все мечты были о большой авиации, а приходилось пилотировать маленький Ан-2. В итоге пришлось мне пилотировать этот самолёт целых пятнадцать лет.
Это целая лётная жизнь.
А однокашники уже освоили, кто большие для меня Як-40 и Ан-24, а кто и межконтинентальные лайнеры.
А я возил пассажиров в Огородное и Приморское, опрыскивал поля, транспортировал больных в областной центр и даже, привозил цыплят из города Гостомеля, что под Киевом в город Южный, что рядом с Одессой.
Теперь понятно, насколько мне близок этот фильм?
Но это ещё не всё. Выполнив на Ан-2 рейс из Одессы в аэропорт Быково и вернувшись в Одессу через аэропорт Шереметьево, я сказал себе – всё. На этом самолёте я сделал всё что только возможно. Поэтому только большая авиация.
Тем более было мне в тот момент 34 года, а в те времена 35 лет - предельный возраст переучиться на большой самолёт. Впрочем те, кто помнит фильм Мимино и так это знают.
Так что через 13 лет после выхода этого фильма на экран пришлось мне сидеть в том же кабинете и отвечать на вопрос, почему до этого возраста я ещё не в большой авиации. И несмотря на то, что поручителем у меня был друг-однокашник уже уважаемый капитан самолёта Ил-76 с рекомендацией, которого считались даже большие начальники, принимающие решения, помог мне вполне анекдотичный случай.
То место, где я хотел работать, было на особом счету у наших органов государственной безопасности. Потому что что враг не дремлет и люди, которые летают практически в логово к врагу должны быть под контролем. Ненавязчивым таким, постоянным контролем. А это значит, что приём на работу тщательно курировался людьми из этого ведомства. То есть просто соответствующее ведомство посылало своих людей в отдел кадров, который и решал, кого из тех «хороших лётчиков, что на дороге не валяются» можно спокойно посылать летать за границу, а кому лучше бороздить бескрайние просторы Страны Советов. И, когда благодаря рекомендациям моего однокашника и согласию всех лётных начальников и комиссий принять меня в большую (самую большую) авиацию, я опять оказался в отделе кадров, где мне человек из соответствующих органов сказал, что сейчас у нас 30 июля и поэтому ждут они меня с необходимым пакетом документов, где-то в конце года. Под необходимым пакетом документов подразумевались документы, необходимые для оформления загранпаспорта.
Любой кадровик, который имел дело с оформлением загранпаспортов, знал, что справки из МВД и КГБ, кои требовались для означенных целей можно получить только по истечении установленных сроков. То есть только через три месяца. А работник отдела кадров, который командирован в этот отдел из соответствующих структур, тем более был осведомлен, что нет в природе такой силы, которая сможет сократить указанный срок хотя бы на один день. И какого же было его нет, не удивление, а умиление, когда я заявил, что завтра привезу ему положенные документы.
Мы разговаривали с ним в ближнем Подмосковье, а документы мне должны сделать в месте, где я работаю и прописан, то есть в Одессе. Даже обычную справку с места работы привезти на следующий день было событием маловероятным, а чтобы представить справки их таких инстанций, где порядок представления подобных документов блюдётся неукоснительно – это даже не фантастика, а просто незнание реалий жизни. Отсюда и умиление на лице закалённого кадровика.
Какого же было его удивление, когда на следующий день после обеда и предстал пред очи его с полным пакетом документов. В его взгляде читалось, что этого не может быть ни при каких обстоятельствах. Ни при каких! Но коль документы были, значит – может. И возможно это в одном единственном случае. Когда своему человеку под прикрытием нужно срочно стать пилотом большого самолёта в большой (самой большой) авиации. Естественно, что спросить об этом он не имеет права, да и свой человек однозначно не расколется. Отсюда и тёплый по-отечески взгляд, и опека моих документов вплоть до подписания их самым главным авиационным начальником. И когда уже через час он принёс приказ о зачислении меня в большую авиацию и направлении с завтрашнего числа на обучение, чтобы управлять очень-очень большим самолётом, он вкратце рассказал, что ему пришлось сделать, чтобы документы были подписаны столь быстро. Я понимал, что это делается, чтобы я доложил по инстанции, что наши люди не даром сидят в соответствующих отделах нужных инстанциям кадров.
К моему величайшему сожалению, я этого сделать не мог, поскольку наличие столь важных для моей дальнейшей профессиональной судьбы документов объяснялось очень просто. Я три месяца до указанных событий подал документы на загранпаспорт в своём предприятии. И к тому дню, когда проходили описываемые события, необходимые справки были готовы и ждали меня. Но о таких мелочах я не стал докладывать бывалому кадровику. Да, и кто поверит в такие совпадения? К тому же ему было приятно помочь молодому «коллеге».
И таким образом почти тридцати пяти лет отроду я попал в большую (самую большую) авиацию. То есть практически заскочил на ходу в последний вагон.
С тех пор я мечтал встретить Викторию Токареву и сказать ей, что не очень-то и фантастический сюжет у её сценария получился. Даже наоборот – жизненный.
Не жизнь, а сплошное кино. Кстати, к кино мы вернёмся в других материалах.