Страшная ситуация. И каждый скажет, что это плохо. Найдутся люди, готовые осуждать: они будут кричать слова «жертва», «должна», «подумай о ребёнке!». И найдутся люди, к сожалению, их много, которые съёжатся внутри, потому что знакомо.
Возможно, это было когда-то… Папа был опасен по пьяни, в приступе эмоционального возбуждения или просто так. Я слышала много разных поступков, которые могут совершить мужчины в таком состоянии. Да и криминальные сводки поражают своей вычурностью сюжета.
Но сегодня я хочу обратить внимание на позицию мамы. Без осуждения.
Почему женщина остается с мужчиной после его вспышки ярости, даже если у них(нее) дети?
Во-первых, так бывает, когда женщина не может контролировать свои эмоции. Например, она пьяна или ей тоже хочется орать на кого-то. И вот прямо сейчас ей плевать, как это обернется, потому что она долго страдала и считает, что уже пора перестать молчать. Она даже может стараться успокоить ребенка, но ей больше важен тот контекст, который происходит между ней и ее мужчиной. Она сейчас в своих мыслях, в своих страданиях.
Во-вторых, бывает так, что женщина не выступает против мужа, потому что считает, что в этом ее женская обязанность. Как в фильме «Назад в будущее 2», когда мать главного героя восклицает: «Всё в порядке. Он прав, а я нет. Он за нас за всех платит и он твой отец». Такие истории тоже не редки.
И в-принципе было бы правильно женщине следовать за мужчиной в теме воспитания. Потому что супруги должны находиться в единстве мнений или по крайней мере это единство демонстрировать.
Но агрессия выходит за границы воспитания, когда человек не желает осознавать, как аукнется ребенку то или иное его действие. Родитель может считать, что ребёнок всё простит. Просто потому что он ему отец. Или он может считать, что априори прав, потому что именно он содержит семью.
И женщина принимает эту позицию супруга. Часто она не осознаёт или отрицает опасность. Так бывает, когда женщина сама росла в условиях, когда ее собственных границ не существовало и когда ей внушалось, что ее мнение никого не волнует.
Но случается довольно часто и третий вариант: когда мамина фраза «всё нормально» является безуспешным способом продемонстрировать ребёнку, что мама может его защитить.
Такая женщина может противопоставить себя мужчине, но не всегда делает это.
Когда в родительской семье было много агрессии, то у выросших детей потом есть сформированные вопросы к папе, и несформированные к маме. К отцу адресованы весьма понятные и даже местами оправданные чувства.
Но почему же появляется обида к маме, хотя она старалась защитить? А потому что она хорошо исполняла роль жены тирана или хотя бы сильной женщины, сглаживая отцовскую ярость, разводила мосты, вовремя молчала.
Но детям хотелось бы, чтобы она НЕ БЫЛА ЖЕРТВОЙ.
В отличие от первых двух случаев, когда женщина действительно в неосознанной позиции, в третьем случае обвинять маму - дело неблагодарное. Потому что она искренне старалась. Надеялась, что сможет всё разрулить. Возможно, она всегда была сильной, действительно сильной женщиной, но брак ее изменил. Однако в ней все еще осталась сила, что она готова порвать за своего ребёнка.
И одновременно в ней есть желание сохранить семью, возможно, ради ребёнка. А может быть даже остались чувства к мужу. Это её выбор. Не слабость, а просто выбор. Причём женщина в такой ситуации могла не всегда объективно оценивать свои силы и, может, были случаи, когда ее выдержки не хватало.
Понятно, она могла бы защитить ребёнка от физического насилия. Но не всегда эмоциональное насилие распознается вовремя или его последствия расцениваются адекватно. Особенно среди поколения, скажем, за 50. Это сейчас газлайтинг стал модным, раньше никто не знал, что это. И никто не боялся этого. Считали, что просто «человек такой».
И в мамином «все нормально», когда ребенку НЕ грозит физическая опасность, на самом деле много пиетета. И если ребенок уже не малыш, даже много взрослости.
Мать как будто даёт своему ребенку понять: «Ты достаточно взрослый, чтобы правильно расценить происходящее и правильно отреагировать на него. Ты достаточно сильный, чтобы тебя это не сломало».
И это не родительский пофигизм, а родительское благословление, которое не воспринимается таковым, потому что хотелось иного.
Дети агрессивных отцов приходят к психологу с тотальной неуверенностью в себе. И они отказываются видеть, как много благословения и разрешения жить своей жизнью дала им их мама. Кроме того, мама давала защиту, как умела. Возможно, могло быть и больше. Но она была.
И если требуется больше чувства защищенности, то взрослый ребёнок способен дать его себе сам.
В заключении скажу, стоит ли уходить от отца своих детей, который проявил агрессию. В состоянии алкогольного опьянения или бытовой ссоры – не важно.
Важно, в чью сторону направлена была агрессия. И даже если не в человека, то никто не даст гарантию, что этим все не закончится. И еще важно, как себя ведет жена, когда муж агрессирует. Ей НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не стоит впадать в состояние жертвы. Если будет чувствовать себя жертвой, рано или поздно агрессия будет направлена на нее либо детей.
Если агрессия проявлена в сторону ее, этого спускать на тормозах НЕЛЬЗЯ. Потому что барьер уже сломан, рано или поздно это повторится. Все зависит от того, что ИМЕННО было сделано. Иногда имеет смысл развесить по всему дому таблички, поставить четкие условия и дать второй шанс. Ну и, как говорится, до первого столба. Хотя бывает, что так можно исправить чужое поведение, если оно еще не стало чертой личности.
Если агрессия проявлена в сторону ребенка, то сначала надо учитывать, было ли достигнуто согласие по поводу того, как можно и как нельзя воспитывать детей. И в зависимости от поступка мужчины с ним нужно опять же либо поговорить (см. предыдущий абзац), либо расставаться.
Ставьте лайк. Вам не сложно, а мне приятно. На моем с сайте есть навигатор по статьям
Кстати, я веду клиентов до результата. Запись по WhatsApp +7 967 445 80 60 или через ВК